Онхонова Екатерина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с применением игр
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с применением игр»
Актуальность.
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить безопасность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Сегодня никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с применением игр» размещена в разделах
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:
• ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
• ребё нок имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
• большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
• они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Поэтому, именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Они должны понять опасность уличного движения, но в то же время не испытывать боязни к улице так как чувство страха парализует способность не растеряться в mi возникшей ситуации.
Цель:
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей среде.
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. Формировть и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ППД и безопасности детей.
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительные и слуховые восприятия, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив.
Дошкольники старшего возраста учатся различать цвета светофора, дорожные знаки, на всю жизнь запомнить законы улицы, дорог, умение вести себя на воде, на льду. Всему этому дети учатся на специальных занятиях, целевых прогулках, экскурсиях и др.
В работе с детьми я использую цветные яркие иллюстрации, плакаты, картины, альбомы, знаки, доступные пониманию детей, беседы, встречи с работниками ГИБДД.
В первую очередь детей старшего дошкольного возраста я познакомила с устройством проезжей части, с правилами поведения на улицах, рассказала о правилах дорожного движениях, объясняю, для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах нашего поселка.
Провожу беседы о том, часто ли они бывают на улице, знают ли названия машин, почему нельзя выходить на улицу без взрослых. Все проводится в игровой форме.
Учу различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов:
• С предупреждающими знаками
• С запрещающиеся
• С предписывающими
• С информационно-указательными.
Объясняю, что означает каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации
Также знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:
• входить в автобус, трамвай, троллейбус через заднюю дверь, а выходить - через переднюю;
• маленькие дети, пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
• маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
• разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
• нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров;
• нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
- принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Очень важно использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
Принципы, условия, средства и методы ознакомления детей с основами безопасности, применяемые в моей работе
Системность. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели).
Учет местности. У ребят, проживающих в городе, проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
Учет возраста. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается от простого к сложному.
Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и в семье. Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности воспитанников напрямую зависит и от активного участия родителей.
Воспитательная среда. Создание комфортного, благоприятного микроклимата, способствующего формированию основ безопасности. Создание пространства, где дети могут ознакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц). Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.
Деятельность. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Обучая детей основам безопасности жизнедеятельности, использую в работе:
--комплексные и интегрированные занятия («Службы 01,02,03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь?», «Контакты с незнакомыми людьми дома»);
--практическое занятие «Дружба с дорожными знаками» по дорожной безопасности;
--сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Путешествуем на машине»;
--игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов и родителей кейс, лэпбук «Правила дорожного движения, «Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара) и фабричные; сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;
--беседы («Наши верные друзья» (о здоровье, «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник?»);
--знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём»,», «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар»);
--продуктивные виды деятельности. Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом»;
--конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»;
--моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»);
познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности»;
--развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный»;
--экскурсии: «Пешеходный переход» (целевая);
Вся проводимая работа ведется еженедельно на «Минутках безопасности» на основании планирования.
Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Результаты работы
--У детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ.
--Пополнился опыт безопасного поведения.
--Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
--Пополнился словарный запас
Значение воспитательной - профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. Именно в дошкольном возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий в форме игр являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице, сколько в выработке право послушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице.
Литература:
Формирование основ безопасности у дошкольников. К. Ю. Белая Мозаика- Синтез,Москва 2016.
Основы безопасности детей дошкольного возроста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева,Р. Б. Стеркина-М. ООО «Издельство»АСТ-ЛТД»,1998. Информационная культура и безопасность. И. А. Лыкова,В. А. Шипунова издательский дом «Цветной мир»,Твоя безопасность :Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста :К Для дошкольников,воспителейд/сада и родителей. /К. Ю. Белая В. Н. Зимонина Л. А. Кондыркинская и др. -М Просвещение,2006. Правила дорожного движения/ Рублях В. Э---М. :Просвищение,1984. Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях- Волга,1993