Папки-передвижки

Основы детского изобразительного творчества

Ольга Ступицкая
Основы детского изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

«Основы детского изобразительного творчества»

Ступицкая О. В.

Образное мышление и представление у ребенка.

Мышление важно для человека в любом возрасте. У детей младшего возраста, по мнению психолога, отмечают три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Влияние окружающего мира и его восприятие ребенком формирует у него мышление, взаимодействие с предметами и явлениями. Восприятие- nодин из основных процессов развития психики. От этого процесса зависит сознание и поведение ребенка в данный момент. Все эмоции, переживания основаны на предметах и явлениях, которые окружают его.

Публикация «Основы детского изобразительного творчества» размещена в разделах

К наглядно-действенной форме относятся мыслительные процессы, характеризующие внешние ориентировочные действия. Возраст детей до 3-4 лет. Эта форма мышления опирается на зрительные представления и их трансформацию. С помощью этой связи ребенок открывает для себя различные связи себя с предметами и явлениями окружающего мира. Опыт, так необходимый ребенку для развития любой его деятельности, в том числе и творческой, приходит, когда ребенок начинает воспроизводить элементарные действия, повторяющиеся и получает ожидаемый результат. Это в дальнейшем послужит основой для развития детского мышления. Вначале наглядно-действенное мышление неосознанно у ребенка. Действия, которые совершает ребенок в процессе зрительного мышления формирует зрительные образы. На этом этапе важно понимание ребенком не столько цвета, сколько формы, контуры и величины предметов. Ребенок подражает, производит те действия, что и взрослый. Для развития наглядно-действенного мышления надо, чтобы ребенок самостоятельно учился выделять особенности предметов. Этот вид формируется почти самостоятельно. От взрослого важная помощь состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка предметом, т. е. вызвать его (ребенка) желание взаимодействия с ним. Форма наглядно-действенного мышления самая ранняя в развитии ребенка. Ее основа-это знакомство ребенка с предметами: изучение их, разглядывание, устройство кнопок, ручек и т. п. Особенно полезны для этой формы- конструктор.

Наглядно-образная форма у детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется представлением ситуаций и изменений в них. Возраст детей от 4 до 7лет. С помощью наглядно-образного мышления воссоздаются различные фактические характеристики предмета. Форма переходит от практического использования предмета. В данном случае очень подходит изобразительная деятельность, рисование. Рисуя предмет, ребенок не заостряет внимание на деталях, он изображает образ. Лепка, также, подходит для развития этой формы мышления. Ребенок ищет образы по схеме, рисунку. Эта форма важна не только для изобразительной деятельности, но и для дальнейшего его развития при обучении в школе, а также далее для развития творческой деятельности в любой профессии. Именно на период дошкольного и младшего школьного возраста приходится формирование этого вида мышления. Низкий уровень образного представления у ребенка может быть причиной трудностей в учебе. Надо внимательно относиться к наличию образного представления у ребенка и стараться, при наличии проблемы, как можно раньше это компенсировать. Изобразительная деятельность очень подходит для развития у детей образных представлений и образного мышления.

Словесно-логическое мышление происходит на основании осмысления ребенком накопленного «материала», его переработка. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он может самостоятельно обобщать. Примерно с 7 лет ребенок переходит на следующий этап словесно-логический. Ребенок мыслит понятиями, а не просто образами, он в состоянии структурировать информацию. Он самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, формируют общие характеристики явлений и предметов. В этот период ребенок способен воспроизводить действия, не опираясь на образ. Для формирования словесно-логического мышления ребенку необходимо насладиться игрой с образами. Без этого этапа учить ребенка мыслить логически не получится, т. к. он пока не будет готов к этому. При слишком раннем развитии ребенка результат может получится обратный. Слабое мышление, безынициативность и подобные качества могут проявиться в этом случае. В дошкольном возрасте на этапе еще наглядно-действенного, а потом чуть позже и образного мышления, мозг ребенка готов к восприятию ярких образов. Поэтому надо следить за тем, чтобы на этих этапах не было сухих схем. Ребенку необходимо давать возможность радоваться и наслаждаться яркими красками, богатством внешнего мира.

Ребенок обязательно пройдет все стадии. Главное помнить, что всему свое время. И каждая из стадий мышления даст ему тот опыт и преимущества, которые полезны и необходимы для ребенка в конкретный период.

Можно, также, обратить внимание и на пространственно-временную форму мышления детей. Она характеризует отношение ребенка ко времени, периодам. Для ребенка, по мнению психолога, ориентир по отношению ко времени является какое-либо яркое событие, впечатление, ожидание. Маленький ребенок в состоянии ориентироваться во времени дня, т. е. понимать утро, день, вечер, ночь. Особенно, если в этом ему помогают взрослые, желая «Доброго утра» или «Спокойной ночи». Время относится к абстрактному понятию. Для ребенка делать это самостоятельно пока сложно. Это то, что невозможно увидеть или почувствовать в отличии от наглядно-образного мышления. В рисунке это может выражаться в изображении времени дня, погоды и т. п.

Варианты развития образного мышления у дошкольников и младших школьников можно доступными способами:

1. Наблюдение за природой.

2. Экскурсии в музеи и на выставки.

3. Изучение памятников природы, культуры.

4. Рисование по памяти и с натуры.

5. Творческие занятия лепкой (пластилин, глина, гипс) по памяти и с натуры.

6. Сравнительный анализ работ по форме, размерам, цвету и т. п.

7. Занятия с цветной бумагой, картоном, природными материалами (аппликации).

Для творческих занятий рекомендуется использовать следующий подход:

1. Демонстрация.

2. Рассказ.

3. Совместная деятельность.

4. Самостоятельная работа детей по предложенному образцу.

5. Самостоятельная работа детей по их собственному замыслу.

Развитию образного мышления у ребенка способствует, как ранее уже говорилось, рисование. Ребенок может вспомнить какого-либо персонажа из сказки (книги, фильма, нарисовать его и, придумав, дорисовать к нему нового персонажа, обстановку и т. д.

.

Детское творчество и эмоции.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. Под воздействием эмоций человек действует, принимает решение, совершает поступки, попадает в различные ситуации. Решение человека и результат этого, также, зависит от его эмоций, переживаний или радости. Эмоции тесно взаимодействуют с внутренним миром человека, окрашивая психологические процессы, происходящие в нем.

В художественном творчестве эмоции занимают одно из основных мест. У ребенка чувства, которые он испытывает, познавая мир, выражаются по- разному. Они могут иметь и положительный и отрицательный характер. Это может быть грусть, радость, удивление, восхищение, злость и т. д. Необходимо, чтобы занятия изобразительной деятельностью вызывали бы у ребенка чувство радости и положительные эмоции деятельность. Для дошкольников и младших школьников интересна изобразительная деятельность. Она удовлетворяет желание ребенка к деятельности, его потребность выражать свои впечатления от того, что он видит, отношения к тому или иному предмету, явлению. Каждому ребенку интересно новое. Занимаясь рисованием, ребенок создает новые сюжеты, картинки, композиции, радуется возможности создать своими руками изображение. Искусство-это средство эстетического познания мира. Процесс создания ребенком изображения по замыслу, по собственной фантазии связан с развитием познания и развитием интеллекта. Овладение знаниями, умениями, навыками в изобразительной деятельности удовлетворяет познание ребенка, понимание им действительности. Ребенок может много раз повторять одно и тоже, слушать одну и туже сказку, песенку. Это помогает ему запомнить. Интерес к знаниям и умениям проявляется у детей в процессе самостоятельности.

Для детей характерно отношение к своей работе с учетом ее освоения. Т. е. получилось или не получилось у ребенка сделать поделку, нарисовать рисунок и т. п. Часто случается, что нежелание ребенка идти в детский сад, или на школьные уроки связано именно с его оценкой и отношением к своей деятельности. Не удается справиться с лепкой, а сегодня планируется именно такое занятие, ребенок проявляет нежелание посещать в этот день школу (сад, но объясняя это плохой погодой, плохим настроением, плохим самочувствием и т. п. Здесь важно понять истинную причину и, по возможности, устранить или исправить отношение ребенка к ней.

Если педагог предлагает детям дополнить, обогатить свое изображение, направляет детей на активизацию их творческой фантазии, помогает достичь более интересного, выразительного изображения, что вызывает у детей положительные эмоции и чувства, то это поспособствует их положительному отношению к своему творчеству и позитивным эмоциям. Позитивные эмоции для ребенка также могут рождаться и в следствии положительного общения, взаимодействия детей на интересные темы их деятельности, обсуждение результатов. Для этого, к примеру, может быть использованы коллективные работы по созданию произведений (рисунков). Эти задания вызовут интерес у дошкольников и младших школьников. Детям необходимо общаться, обмениваться впечатлениями, обсуждать свои работы, показывая их друг другу. Если этого не происходит, дети лишена радости этого общения и, соответственно, положительных эмоций.

Если деятельность ребенка радует его, у него получается справиться с заданием, или свой замысел получается удачно, он справляется с возникающими сложностями, успешно идет к цели, то эта деятельность доставляем ему удовольствие и радость и, соответственно, ребенок получает положительные эмоции. Т. е. можно говорить, что эмоциональное отношение к деятельности у ребенка (да и у взрослого человека) связано с успехом или неудачей в этой деятельности, с возникающими трудностями и результатами их решения, т. е. сам процесс деятельности вызывает устойчивое эмоциональное отношение. Для ребенка часто бывает, что благодаря успехам в творчестве, он чувствует себя комфортно и хорошо, что помогает ему в общении, стремлении развиваться, обучаться. У детей всегда возникают радостные эмоции, если им предоставляется самостоятельный выбор темы для их творчества. Важно использовать игровые методы, это значительно повышает интерес детей. На творческих занятиях атмосфера должна быть свободной, без жестких правил, дисциплин. Это сковывает свободу ребенка. Искусство захватывает воображение и чувства ребенка. Детское творчество благотворно влияет на ребенка, затрагивая все аспекты и процессы его жизни. Он должен получать радость и удовольствие от самого действия и от полученного результата.

Способы развития детской моторики в изобразительном искусстве.

Успешно развиваться изобразительная деятельность может при условии, если ребенок владеет способами рисования (лепки, аппликации). Этим способам надо учить ребенка. Не у всех возможно раскрыть способности к рисованию, учитывая возможности и развития детей. Можно столкнуться с отсутствием или низкой одаренностью к рисованию у ребенка. К примеру, работая над этим вопросом немецкий психолог Э. Мейман (конец ХIХ в.) отмечал, что это может зависеть от таких причин, как: отсутствие правильного видения и недостаточная искусность руки. Он отмечал, что часто, приступая к изображению, рисующий видит, что его рисунок совершенно не соответствует его представлению образа и это смущает человека. Психолог, как одну из версий, отмечал неспособность (непослушность) руки, отсутствие навыков ее подчинения движению для изображения образа. Проблему он указывал в том, что внутреннее видение не может контролировать и управлять рукой.

Овладевая творчеством, ребенок радуется своим успехам. Но важно помнить, что необходимо усвоить необходимые умения для занятий творчеством. Если педагоги и взрослые будут только восхищаться работами ребенка не прививая, ему общих приемов изображения, то в результате детская непосредственность перерастет в графическую несостоятельность и безграмотность. Ребенок почувствует это и может в дальнейшем отказаться от своего творчества. Обобщенные приемы создания изображения помогут ему быть более свободным в своих работах, воплощать больше реальных образов. В период изобразительной деятельности у дошкольников и младших школьников важно привить ребенку формообразующие движения руки. Ребенок стремиться изобразить похожесть форм предметов, но не имея соответствующих умений ему далеко не всегда это удается. Для передачи форм различных предметов необходимо овладеть движениями руки, которые помогут передать эту форму. Условно предметы можно разделить на три раздела:

1. Предметы, состоящие из линий (куст, дерево, дорога и т. п.).

2. Предметы, имеющие форму круга или овала.

3. Предметы прямолинейной формы (квадрат, прямоугольник и т. п.).

При изображении плоскостного рисунка у ребенка форма предметов –это их контур. Это похоже на форму руки, если бы ребенок вел сам по форме (контуру) предмета. Если просто повторять за учителем то, что он изображает на доске (листке, то получается механическое действие, повторение. Если ограничиться на этом, то развития не последует. Ребенок будет изображать только подобные предметы. Т. е. круг-колечко, баранка, колесо и т. д. Необходимо применять обобщенные способы изображения. А именно: овладение формообразующими движениями при условии изображения одного предмета так, чтобы изобразить любой предмет, схожий с ним по форме. Начинается это восприятие с движения руки по предмету, его форме. Лучше двумя руками последовательно, закрепляя образ. Это моторика рук ребенка и ее развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется в дальнейшем его (ребенка) развитии и определяет уровень изобразительной деятельности детей. Занятие по изображению предмета стоит начинать именно с обследования объекта изображения. Если, к примеру, на уроке изображают кружок (баранку, то ребенок должен определить и почувствовать его форму, проведя движением рук по ней. Если времени для этого нет, то надо ранее провести это в виде игры. Наблюдая за педагогом, ребенок мысленно производит те же движения, что активно принимает его восприятие. Все действия необходимо сопровождать словами. Дети могут потренироваться на доске, на листочках, воспроизвести в воздухе форму. Если у ребенка что-то не выходит, педагог может в свою руку взять руку ребенка и помочь справиться с формой, произвести нужное движение.

Использование в рисовании какого-либо формообразующего движения для воспроизведения предметов и его пространственных свойств вытекает из анализа формы предмета. Дети должны учиться самостоятельно определять формообразующее движение. Эти действия подведут ребенка к осознанному рисованию. Он сможет изображать тот предмет, который ему понравился. Рука ребенка становится уверенней и более умелой. Использование различных изобразительных средств не менее важно в моторике. К примеру, дошкольники часто рисуют фломастером. При различном нажиме у ребенка получаются линии разной ширины и насыщенности, цвета могут быть более яркими или приглушенными. Так же и с карандашами. При различном нажиме цвет дает разный результат, форму предмета. Простой карандаш может при определенном нажиме и движениях использоваться как для набросков, так и для более точных изображений предмета. При работе с гуашью и акварелью есть множество способов изображения. Ребенок должен знать их и уметь применять.

Главное во всем этом- помогать ребенку развиваться, справляться с разными ситуациями, видеть, воображать, уметь работать руками.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Развитие формообразующих движений у старших дошкольников в процессе изобразительного творчества Актуальность В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

Фотоотчёт «Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока»Фотоотчёт «Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока» .

Инновационный опыт «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества» Актуальность опыта. Современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа,.

Использование игровых технологий для развития изобразительного творчества дошкольников Дошкольный возраст — сенситивный период в развитии творчества, что обусловлено активным обогащением психических процессов у ребёнка. Детское.

Конспект занятия «Мои любимые сказки» в объединении изобразительного творчества на станции юных техников Конспект занятия. Тема: «Мои любимые сказки». Цель: научить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки, пошагово рисовать.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников» Районное методическое объединение воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники изобразительного.

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Общие методические основы организации детского конструирования» Тема: Общие методические основы организации детского конструирования. Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда.

Дифференцированные задания по ИЗО «Основы языка изобразительного искусства» в 6 классе Учащиеся научатся использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Взаимодействие детского изобразительного творчества со всеми сферами деятельности дошкольников а) умственное развитие Во – первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основы детского изобразительного творчества
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 10:40
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы детского изобразительного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ступицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД