Юрий Гусев
Конспект занятия «Мои любимые сказки» в объединении изобразительного творчества на станции юных техников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мои любимые сказки».
Цель: научить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки, пошагово рисовать сказочных героев, которые им полюбились.
Задачи:
• познакомить (или напомнить о прочитанных ими) с народными и авторскими сказками;
дать представление о роли фантазии в искусстве;
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• развить интерес к народному и авторскому сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме фигур и предметов, навыков композиционного решения рисунка;
• формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
• воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование: альбом, акварельные краски, кисти, палитра, карандаши, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд : репродукции, иллюстрации, лучшие работы их сверстников.
Ход занятия.
1. Организация учащихся. (Психологический настрой на занятие).
Прозвенел звонок,
Начинаем наше занятие.
Творчество и фантазию развивать.
Проверка готовности учащихся к занятию.
1. Формулировка темы, цели занятия.
- Посмотрите на доску, как вы думаете, что объединяет все эти иллюстрации?
- Какова тема нашего занятия?
- Часто ли вы читаете сказки?
- Как вы думаете, для чего придумали сказки?
-Назовите свои любимые сказки.
- Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
- А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
- Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
3. Работа по теме занятия.
Короткий рассказ педагога о сказках.
Краткий рассказ об известных художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.
Ознакомление с творчеством писателей и художников А. С. Пушкин, Ю. Васнецова, (Авторов, художников и сказки педагог выбирает самостоятельно по своему усмотрению).
Александр Сергеевич Пушкин (кратчайшая биография).
Юрий Алексеевич Васнецов
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Виктор Михайлович Васнецов
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко извест-ны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
4. Актуализация знаний учащихся.
Викторина. Я хочу проверить вами знания сюжетов и героев сказок, которые вы когда – либо читали (или читали вам).
Педагог читает вопросы, загадки, поговорки. Дети отвечают.
I. Викторина.
1. Из чего Кай складывал слово «вечность» в хоромах Снежной королевы?
(Из льдинок.)
2. Какая сказочная зверюга жила в ледяной избушке, которая по весне растаяла?
(Лиса, которая прогнала зайца из его лубяной избушки.)
3. Как называется отверстие, прорубленное во льду на реке, в водоёме, в которое глупый волк опустил свой хвост и заморозил его?
(Прорубь.)
6. Как называется любимая зимняя народная скульптура из снега?
(Снеговик, снежная баба.)
7. Назовите головной убор снеговика.
(Ведро.)
8. Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?
(Снегурочке.)
10. Какие цветы первыми распускаются ранней весной?
(Подснежники.)
13. Бел, а не сахар, нет ног, а идёт. Что это?
(Снег.)
III. Физкультминутка. Проводится в сопровождении чтения стихотворения :
ВИКТОРИНА 2
Сказочная викторина для младших школьников с ответами
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.
Описание. В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.
• Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)
• Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)
• Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)
• Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)
• Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)
• Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)
• В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)
• Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)
• Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)
• Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)
• Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)
• В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)
• Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)
• Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)
• Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)
• Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)
• Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)
• Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)
• Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)
• Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)
• Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)
• Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)
• В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)
• Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)
• «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)
• Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)
• Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)
• Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)
• Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)
• Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)
• Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)
• Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)
• Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)
• Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)
• У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)
• Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)
• Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)
• За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)
• Кто одолел Тараканище? (Воробей.)
• Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)
• В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)
• Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)
• Как звали отца Буратино? (Карло.)
• Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)
• Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)
• Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)
• Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)
• Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)
• Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)
• Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)
• В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)
• Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)
• Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)
• Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)
• Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)
• Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)
• Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)
• Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)
• Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)
• Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)
Загадки.
Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь).
Пушистая вата.
Плывет куда – то.
Чем вата ниже –
Тем дождик ближе. (Туча).
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный. (Волк).
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый
Очень хитрая сама
А зовут ее … (Лиса).
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет –
Она знать дает. (Собака).
Летом в болоте вы ее найдете,
Зеленая квакушка и зовут ее… (Лягушка).
На шесте дворец,
Во дворце – певец. (Скворец).
А теперь продолжим наше занятие по сказкам.
Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
5. Этапы выполнения рисунка
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми сюжетов в рисунках и их композиционных решений.
- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы обучающихся.)
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время педагог снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы обучающиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
- Продумайте изображение своего сюжета.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и сказочные герои не должны быть выше деревьев.
Физкультминутка.
6. Практическая работа.
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше, в красках (по выбору).
По окончании работы педагог проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)
2. Работа с цветом.
1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
2) Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как
светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького,
яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства.
Всё, чему вы научились на занятиях изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов, можно и нужно использовать в своих дальнейших работах.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.
Рекомендации по ведению работы:
• Выбрать сюжет
• Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
• Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
• Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
7. Итог уроков. Рефлексия.
1. Демонстрация или небольшая выставка лучших работ обучающихся.
2. Заключительное слово педагога.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
Рефлексия.
- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
Подберите сказки, в которых главный герой вам больше всего понравился и нарисуйте его.