Светлана Киселева
Чтение художественной литературы дошкольникам
РЕАКЦИЯ, НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ФОРМУ У ДЕТЕЙ 5 - 7 лет не вовлекается в процесс чтения. Если детей дошкольного возраста не учить так называемому «ЧТЕНИЮ-СЛУШАНИЮ», то беды в будущем по освоению школьной литературы не избежать. Поэтому, именно в дошкольном образовании важно развивать у детей понимание текста. НАПРИМЕР: владея техникой чтения при поступлении в начальную школу чаще всего дети не могут объяснить прочитанное, а, также дать оценку, истолковать, соотнести с чем - либо тоже не могут и не умеют т. К. читать не любят. А почему? - потому что отсутствовала организация читательской деятельности (именно, такой формы ЧТЕНИЕ-БЕСЕДА). В ходе общения взрослый побуждает ребенка задавать вопросы, высказывать свое мнение, строить умозаключения, обсуждать героев. Именно через общение, через прослушивание худ литературы, через обсуждения содержания у детей развивается способность к пониманию и пересказу текстов. Очень важен подход к медленному чтению, с остановками для комментариев, для усиления эмоций и развития воображения. Подходить к чтению нужно поэтапно : РАССМАТРИВАНИЕ КНИГИ (обсуждение названия, текста, иллюстраций) - ВЫЗВАТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ ЕЕ ПРОЧИТАТЬ ЧИТАТЬ В РЕЖИМЕ «МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ» НЕ НАРУШАЯ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА (задача остановок помочь» войти» в текст маленькому читателю) ОБСУДИТЬ ПРОЧИТАННОЕ, ТО ЕСТЬ, ПЕРЕССКАЗАТЬ ТЕКСТ В СОКРАЩЕНИИ (можно задавать наводящие вопросы) ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО - НАПРИМЕР НАРИСОВАТЬ ИЛИ ИЗОБРАЗИТЬ ГЕРОЕВ. Если выполнять последовательность этих шагов то, это обеспечит развитие таких сторон:
Публикация «Чтение художественной литературы дошкольникам» размещена в разделах
1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ (сопереживание героям)
2. АКТИВНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЧИТАТЕЛЬСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
3. ПОСТИЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (пересказ)
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И КОМПОЗИЦИИ Эти задачи должны эффективно решаться на этапе дошкольного образования.