Приложение МААМ

Технология ТРИЗ в работе воспитателей

Елена Маркина
Технология ТРИЗ в работе воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Волшебная сказка

Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов. Прежде всего, из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Трудно переоценить роль сказок в формировании речи дошкольников. Но хотелось бы затронуть такую проблему, как влияние сказок на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка.

история ТРИЗ

Публикация «Технология ТРИЗ в работе воспитателей» размещена в разделах

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998, известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий.

В основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. По методике ТРИЗ работу над развитием мышления рекомендуется проводить с самого раннего детства. И здесь на помощь может прийти конечно же сказка. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

сочинение сказок

в первую очередь конечно же нужно построить план. В методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы. Прежде всего нужно за основу взять типовую структуру и за тем варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Структура сказок:

• Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).

• Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.

• Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.

• Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.

• Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.

• Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.

• Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.

• Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

• Кто будет главным героем?

• Где он живет?

• Чем занимается?

• Что любит делать?

• Кто его друзья и родственники?

• Кто и зачем решил уехать?

• Что сказали или запретили герою на прощание?

• Почему герой решил ослушаться запрета?

• Что с ним случилось?

• Как он решил выйти из сложной ситуации?

• Кто ему помог?

• Как ему помогли?

• Кто ему мешал?

• Как ему мешали?

• Что спасло героя?

• Как наказан враг?

• Чем все закончилось?

• Какой смысл у этого события?

Модели составления сказок:

«Волшебная дорожка».

«Волшебный треугольник».

«Волшебный экран».

Метод каталога.

• Метод типового фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, чем составление сказок.

Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки.

Так же существует несколько типов составления сказки.

Первый тип взаимодействия:

Один персонаж (объект А) воздействует на другой (объект Б) положительно, в то время как второй воздействует на первый отрицательно. Легко проследить, как много сказок подпадает под такой тип взаимодействия: это и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и «Курочка Ряба», и тот же «Колобок».

Второй тип взаимодействия:

Персонаж воздействует на другого отрицательно, и тому ничего не остается, как тоже влиять отрицательно. К этому типу можно отнести такие сказки, как «Лиса и заяц», «Маша и медведь»

Третий тип взаимодействия:

Один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно. Замечательно, что в большинстве сказок взаимодействие это оказывается обоюдно отрицательным. Такие сказки, как «Три медведя»

И так любую сказку достаточно лишь «подставить» под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, и останется только выбрать сказочную задачу.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Мастер-класс для родителей «Технология ТРИЗ в речевом развитие детей»Мастер-класс для родителей «Технология ТРИЗ в речевом развитие детей» Добрый день уважаемые родители. Сегодня, я пригласила вас, на мастер-класс, Тема, которого «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ в работе воспитателей
Опубликовано: 15 мая 2024 в 07:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ТРИЗ в работе воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маркина (УИ 753374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД