Елена Маркина
Технология ТРИЗ в работе воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная сказка
Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов. Прежде всего, из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Трудно переоценить роль сказок в формировании речи дошкольников. Но хотелось бы затронуть такую проблему, как влияние сказок на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка.
история ТРИЗ
Публикация «Технология ТРИЗ в работе воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998, известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий.
В основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. По методике ТРИЗ работу над развитием мышления рекомендуется проводить с самого раннего детства. И здесь на помощь может прийти конечно же сказка. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?
сочинение сказок
в первую очередь конечно же нужно построить план. В методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы. Прежде всего нужно за основу взять типовую структуру и за тем варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.
Структура сказок:
• Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
• Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
• Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
• Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
• Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
• Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
• Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
• Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.
Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.
Вопросы для составления сказки:
• Кто будет главным героем?
• Где он живет?
• Чем занимается?
• Что любит делать?
• Кто его друзья и родственники?
• Кто и зачем решил уехать?
• Что сказали или запретили герою на прощание?
• Почему герой решил ослушаться запрета?
• Что с ним случилось?
• Как он решил выйти из сложной ситуации?
• Кто ему помог?
• Как ему помогли?
• Кто ему мешал?
• Как ему мешали?
• Что спасло героя?
• Как наказан враг?
• Чем все закончилось?
• Какой смысл у этого события?
Модели составления сказок:
• «Волшебная дорожка».
• «Волшебный треугольник».
• «Волшебный экран».
• Метод типового фантазирования.
Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, чем составление сказок.
Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки.
Так же существует несколько типов составления сказки.
Первый тип взаимодействия:
Один персонаж (объект А) воздействует на другой (объект Б) положительно, в то время как второй воздействует на первый отрицательно. Легко проследить, как много сказок подпадает под такой тип взаимодействия: это и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и «Курочка Ряба», и тот же «Колобок».
Второй тип взаимодействия:
Персонаж воздействует на другого отрицательно, и тому ничего не остается, как тоже влиять отрицательно. К этому типу можно отнести такие сказки, как «Лиса и заяц», «Маша и медведь»
Третий тип взаимодействия:
Один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно. Замечательно, что в большинстве сказок взаимодействие это оказывается обоюдно отрицательным. Такие сказки, как «Три медведя»
И так любую сказку достаточно лишь «подставить» под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, и останется только выбрать сказочную задачу.