Галина Лыгорева
Дистанционная педагогическая конференция
Патриотическое воспитание в группе ДОУ согласно ФОП
Составитель: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г. Тамбов
Лыгорева Г. В.
Патриотизм – это не значит только одна любовь
к своей Родине. Это гораздо больше.
Это — сознание своей неотъемлемости
от Родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней её счастливых и
её несчастных дней.
Алексей Николаевич Толстой
В настоящее время одной из острейших проблем является
воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные
учреждения, являясь начальным звеном системы образования,
призваны формировать у детей первое представление об
Публикация «Дистанционная педагогическая конференция» размещена в разделах
окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,
своему Отечеству.
Вся система ценностей российского народа должна найти отражение в ФОП в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования.
Цель ФОП
Целью Федеральной образовательной программы является
разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально-
культурных традиций.
Пункт 14.1 ФОП ДО
Задачами ФОП определено следующее:
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. И в его формировании в ДОУ, конечно, очень большую роль играет правильно организованная предметно - развивающая среда. Конкретно это - центр патриотического развития. А чтобы этот центр был эффективен, необходимо его грамотно оформить.
Оформляя патриотический центр в группе необходимо учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте, а также предусмотреть ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА:
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
6. Принцип эстетичности.
7. Принцип безопасности и доступности для детей.
Также в оформлении центра патриотического развития необходимо учитывать задачи, которые необходимо реализовать на определенном возрастном этапе и содержание образовательно-воспитательной деятельности.
Возраст 2-3 года
Задачи: формировать первичные представления ребенка о
себе, о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах
семьи.
Содержание образовательной деятельности:
обогащать представления детей о действиях и
поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и
забота о членах семьи, близком окружении, о животных,
растениях
знакомство с произведениями, отражающими отношения между
членами семьи
Возраст 3-4 года
Задачи: обогащать представления детей о Малой Родине и
поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
Содержание образовательной деятельности:
обогащение представления детей о Малой Родине:
регулярно напоминать название населенного пункта, в котором
живут; знакомить с близлежащим окружением детского сада
(зданиями, природными объектами, доступными для
рассматривания с территории учреждения)
обсуждение с детьми их любимых мест времяпрепровождения в городе (поселке)
демонстрация эмоциональной отзывчивости на красоту
родного края, восхищение природными явлениями
поддержание отражение детьми своих впечатлений о Малой
Родине в различных видах деятельности
Возраст 4-5 лет
Задачи: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам
страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным
достопримечательностям города (поселка, в котором они живут.
Содержание образовательной деятельности:
воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России
( знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб
России, воспитывает уважительное к символам страны)
обогащать представления детей о государственных праздниках: День
защитника Отечества, День Победы (знакомить детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке, посвященными празднику)
обогащать представления детей о Малой Родине: знакомить с
основными достопримечательностями города (поселка, развивать
интерес детей к их посещению с родителями; знакомить с названиями
улиц, на которых живут дети.
поддерживать интерес к народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм,
игрушкам)
Возраст 5-6 лет
Задачи: воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных
национальностей, проживающих на территории России, их
культурному наследию; знакомить детей с содержанием
государственных праздников и традициями празднования, развивать
патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев
Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к
родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в
различных архитектурных объектах и произведениях искусства,
явлениях природы.
Содержание образовательной деятельности:
воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России
формировать у детей представления о государственных символах России– гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в
доступной для детей форме
обогащать представления детей о том, что Россия – большая
многонациональная страна и воспитывать уважение к людям разных
национальностей, их культуре
развивать интерес к жизни людей разных национальностей,
проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и
способствовать его выражению в различных видах деятельности (рисуют,
играют, обсуждают)
Уделяется особое внимание традициям и обычаям народов, которые
проживают на территории малой родины.
обогащать представления детей о государственных праздниках:
День России, День народного единства, День Государственного флага
Российской Федерации, День Государственного герба Российской
Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.
Знакомить детей с содержанием праздника, с традициями празднования,
памятными местами в городе (поселке, посвященными празднику.
воспитывать уважение к защитникам и героям Отечества
Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев
Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости.
Обогащать представления детей о Малой Родине
Поддерживать любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей,
различных объектов инфраструктуры); знакомить со смыслом некоторых
символов и памятников города (поселка, развивать умения откликаться
на проявления красоты в различных архитектурных объектах.
Возраст 6-7 лет
Задачи: воспитывать патриотические и интернациональные чувства,
любовь и уважение к Родине, к представителям разных
национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять
представления детей о государственных праздниках и
поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,
развивать чувство гордости за достижения страны в области
спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в
России и включать детей при поддержке взрослых в социальные
акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе
(поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку,
переживание чувства удивления, восхищения
достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с
его местом проживания.
Содержание образовательной деятельности:
воспитывать патриотические и интернациональные чувства,
любовь и уважение к нашей Родине – России
знакомить детей с признаками и характеристиками государства (территория государства и его границы, столица и т. д.)
знакомить детей с назначением и доступными практиками
волонтерства в России, вызывать эмоциональный отклик, осознание
важности и значимости волонтерского движения
расширять представление детей о государственных праздниках:
День России, День народного единства, День Государственного
флага Российской Федерации, День Государственного герба
Российской Федерации, День защитника Отечества, День
Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.
Знакомить детей с праздниками:
День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады, Международный день родного языка, День
добровольца (волонтера) в России, День Конституции
Российской Федерации.
включать детей в празднование событий, связанных с жизнью
города
День рождения города, празднование военных
триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством
знаменитых горожан.
поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране,
воспитывать чувство гордости за ее достижения
воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти
павших бойцов
Только постоянная и планомерная работа педагогов с привлечением семей воспитанников позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов.
А правильное оформление патриотических центров в детском саду этому только поможет.