Елена Галактионова
Дистанционная педагогическая конференция
▼ Скачать + Заказать документы
Обрядовая культура донских казаков - как средство развития
музыкально-творческих способностей дошкольников.
Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своей Малой Родины. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Публикация «Дистанционная педагогическая конференция» размещена в разделах
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим начало. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Приобщение детей к донскому фольклору, обычаям, казачьим традициям – это именно тот «волшебный ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Знакомство с народным казачьим фольклором, происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, художественного слова, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей, специалистов и родителей ДОУ.
Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:
- к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей.
-Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников.
-Знакомство с донскими народными промыслами помогают осуществлять воспитатели.
- Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей.
- Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
-Беседы с родителями, их участие- помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Результатом совместной деятельности является проведение фольклорных праздников, музыкально-театрализованных представлений.
Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Капустные посиделки», «Покрова», «Широкая Масленица», «Сороки» «Вербные гуляния», «Пасха», «Праздник березки», «Яблочный Спас».
Интересно проходят «Рождественские святки», где участники все воспитанники детсада. Дети ходят «в гости» с песнями, закличками, колядками по детскому саду, а хозяева кабинетов и групп их щедро одаривают.
Приобщение детей к народной казачьей культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется по программе «Детство», наряду с программой по музыке «Гармония», где фольклорный материал включается блоками: по спирали перемежаясь с классикой, современными детскими песнями и музыкой фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Именно народная музыка воспитывает в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать. В традиционных народных казачьих песнях, плясках, играх, небывальщинах, пословицах, частушках - испокон веков ярко отражался образ жизни донских казаков: их быт, труд, проводы на службу и возвращение с похода, отдых, представление о чести, смелости, мужестве, проявление смекалки, находчивости, силы воли и стремление к победе. Каждый жанр народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.
Разнообразие мелодий казачьих песен обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Для работы с детьми отбираю песни удобные для детского голоса - лаконичные, построенные на повторе одной музыкальной фразы, не требующие быстрого темпа, которые исполняются неторопливо. Звукоподражания, повторы слов, фраз - используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.
Работая над музыкально - ритмическими движениями обращаемся к русским народным казачьим мелодиям: «Ай-на горе, калина», «Из под горочки туманик выходил,», «Как,у нас было, на Дону», «Утушка луговая,», «Ой, вы морозы!», «Горошек» и др Мелодии этих песен естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания детьми. Для работы с детьми отобрала казачьи плясовые и хороводную музыку имеющую простой ритмический рисунок и позволяющую импровизировать движения.
Казачьи музыкальные- подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Папаха», «Плетень», «Ручеек» и т. д.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с Донскими народными традициями, с детским музыкальным фольклором, с казачьими песнями и плясками – позволяет развивать музыкальные и творческие способности. а также интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. У дошколят развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе, отношениях между людьми.
Все это является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного донского, народного творчества. И уже как вершина творческих достижений – это участие в постановке фольклорного праздника, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно тут дети смогут применить все свое умения, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах. Наши ребята, принимая активное участие в музыкально - театрализованных праздниках приобретают не только музыкально-творческие способности, но и лучшие нравственные качества.