Валентина Павленко
Научная конференция «По следам древних животных. Мамонт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Тема: научная конференция «По следам древних животных. Мамонт».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Авторы: Павленко В. В., воспитатель высшей кв. категории,Горбунова О. Н., педагог дополнительного образования высшей кв. категории
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «По следам древних животных. Мамонт».
Публикация «Научная конференция „По следам древних животных, Мамонт“» размещена в разделах
- Первобытные люди для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность;
- дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов);
- расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта;
- познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания;
- формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа;
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда;
- развивать любознательность, познавательную активность;
- воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме;
- беседы о профессии палеонтолога;
- просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле;
- игры с макетом «Древний мир»;
- экскурсия в выставочный музей г. Надыма, Дом природы;
- занятие «Путешествие в прошлое человека»;
- заучивание стихотворения о динозаврах;
- рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики;
- изготовление плоскостных и объемных животных разными способами;
Оборудование:
- предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»;
- презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»;
- стенд «Наука палеонтология»;
- наборы древних животных;
- глобус;
- муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок;
- бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей;
- карточки «Скелет мамонта»;
- операционные карты;
- вырезанные из картона заготовки – части тела мамонта, цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, простые карандаши (по необходимости);
- пластиковые хомутики для соединения деталей;
- музыка для фона; фотоаппарат.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности).
1. Введение в ситуацию:
Упражнение «Ветерок»
Цель:
- формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.
Воспитатель: - Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску). Что изображено на картинках?
Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.
Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное). Картинки разные, между ними нет ничего общего.
Дидактическая игра «Найди загаданное слово»
Цель:
- создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения.
Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»):
- Это игрушка?
- Нет!
- Ягоды?
- Нет!
- Это животное?
- Да!
- Хищное?
- Нет!
- Травоядное?
- Да!
- Животное большое или маленькое?
- Да! Очень большое!
- Живет в жарких странах?
- Да!
- Хобот есть?
- Да!
- Это слон?
- Да!
- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).
- Почему?
- Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.
Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?
Дети: Кто такие палеонтологи?
Ребенок: (заранее подготовленный). Палеонтолог - это ученый–исследователь.
Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.
Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог»). Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной»).
2. Актуализация знаний:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?
Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?
Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.
Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?
Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.
Воспитатель: Глобус вращается (вращает, так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.
3. Затруднение в ситуации:
Беседа по теме: «Как работают палеонтологи».
Рассматривание экспонатов и иллюстраций
Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске). Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.
Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:
- раскопки палеонтологов;
- музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др;
- кости (муляжи).
Научный сотрудник (воспитатель): - Что делают ученые?
- Кому могли принадлежать эти кости и черепа?
- Что могут сказать ученые?
(Дети указкой демонстрируют скелет на картинке)
- Коллеги, что вы знаете о динозаврах?
1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, но мы его помним.
2 ребенок: Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.
3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ею умеет.
Научный сотрудник (воспитатель): Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему?
Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)
Научный сотрудник (педагог доп. образования): Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал.
- Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы).
4. Открытие нового знания:
Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»
Научный сотрудник (педагог доп. образования): Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.
1 слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
2 слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
3 слайд. Животные: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима
(рассказ ребенка о мамонте)
4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.
Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж — в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.
5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком.
Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений:
6 слайд. Скелет мамонта.
Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.
7 слайд. Мамонт.
Задание «Восстанови животное по скелету»
У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.
Физкультминутка «Динозаврики и мамонты»:
У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На носу, на животе.
На шее, на локтях.
На коленях и носках.
У мамонта есть шерсть
Очень длинная,
Густая везде:
На лбу, на ушах,
На носу и животе.
На локтях, коленях, шее.
С нею мамонтам теплее!
(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.)
Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается.
Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши). Что это? А это какая часть тела?. Работа предстоит большая и
ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы): а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!
Практическая работа: коллективное изготовление мамонта.
Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем.
6. Осмысление.
Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?
- Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?
- А кто такие палеонтологи?
- Какие новые знания вам помогли в работе?
- Какие новые умения вы приобрели?
- Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?
Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи!
Общая фотография на память.
Экспонат мамонт помещается в мини – музей.