Ольга Вандушева
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования по подготовке детей к школе
▼ Скачать +Заказ
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Лев Семенович Выготский.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим с вами о взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования по подготовке детей к школе. Издревле у русских людей, существовал обычай «круга», как места сбора всей семьи (рода) для обсуждения разных вопросов. Это хоровод в славянской культуре. Казачий круг у казаков. Часто большие семьи собираются в семейный круг за круглым столом. Так и мы сегодня собрались за большим круглым столом как одна большая и дружная семья.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе :
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. С целью вовлечению родителей в образовательный процесс, создания единого воспитательного пространства в нашем дошкольном учреждении широко используются разнообразные формы работы : лекции, практикумы, круглые столы, досуговые и спортивные мероприятия, экскурсии и пр. Как показывает практика: дискуссионный клуб – является одной из самых эффективных форм взаимодействия родителей и педагогов.
1. Игра – приветствие «Одно слово о себе» (педагог - психолог)
Каждому участнику предлагается назвать свое имя, а потом на первую букву своего имени придумать прилагательное, открывающее главное свое качество
2. Теоретическая часть Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Я работаю с детьми в подготовительной группе, и моя задача состоит в том, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе. Анализ опыта работы позволил разработать и реализовать дополнительное образование в виде кружковой работы, направленная на подготовку детей к школе «Тропинка к коле» Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт и важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
(Мнение др. участников)
3. Игра «Разные мнения».
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я - родитель» или «Я - воспитатель».
Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя при подготовке детей к школе : готовность к школе, взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей по подготовке детей к школе : заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об учебной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.
4. Организация работы детского сада и семьи по подготовке детей к школе (дискуссия)
5. Разработка психологического портрета первоклассника. Какой Он?
Подведение итогов, рефлексия