Получи документы

Исследование «Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет»

Ревина Яна Олеговна
Исследование «Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет»

"Неклассические техники рисования в процессе воображения у детей 5 лет. "

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ 8

1.1 Понятие «творчество» и «творческое воображение» 8

Публикация «Исследование „Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет“» размещена в разделах

1.2 Условия развития творческого воображения дошкольников. 13

1.3 Возможности неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников. 22

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИКЛА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКЛАССИЧЕСКИХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ В ДОО 31

2.1. Изучение уровня развития творческого воображения детей 5 лет. 31

2.2. Разработка цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Приложение А 44

Приложение Б 47

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными организациями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение у ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

Таким образом, особенность развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Многие исследователи занимались этой проблемой. Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду [3.42].

С. Л. Рубинштейн писал, что «воображение - связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое». Е. И. Игнатьев отмечал, что основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления [11.42].

В. В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения [8.42].

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства [14.42],[13.42].

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Рисование – вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих веществ на любой плоскости. Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделиться наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.

Техника рисования – владение материалами, инструментами, способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Классические техники рисованияопределены в соответствии с используемым материалам: гуашь, акварель, фломастер. Используются в любой возрастной группе. При работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста техники работы с соусом, пастелью, сангиной, углем используются фрагментарно: рисунок выполняется акварелью, элементы рисуются мелками. Данные изо материалы развивают мелкую моторику рук, формообразующие движения в процессе выполнения штриховки различной по форме и по характеру.

Неклассические техники рисования сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов: по способу применения мелков, по способу необычной основы для рисования, по способу нанесения оттиска.

На актуальность исследования указывает то, что результативность использования неклассических техник рисования в процессе развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных организаций доказана и представлена внушительным педагогическим опытом работы. На ряду с этим, появление новых техник неклассического рисования перед педагогами ставит очередные задачи по их использованию. Одним из решений этих задач может стать разработка и внедрение цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет.

Объект исследования : развитие творческого воображения детей 5лет в ДОО.

Предмет исследования : цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет в ДОО.

Цель исследования : изучить возможность использования неклассических техник рисования в развитии творческого воображения детей 5 лет в ДОО.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

• раскрыть понятие «творчество» и «творческое воображение»;

• выделить условия развития творческого воображения детей;

• рассмотреть возможности неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников;

• разработать цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет;

• проверить результативность цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития творческого воображения детей 5 лет станет более эффективным, если использовать специально разработанный цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования.

Методы исследования : анализ литературы; наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности; методы качественной и количественной обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию творческого воображения детей 5 лет.

Практическая значимость заключается в разработке цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования, направленного на развитие творческого воображения детей 5 лет в ДОО, который может быть интересен педагогам и родителям.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Во введении мы обосновываем актуальность исследования, определяем объект, предмет, цели, задачи, гипотезу, методы исследования, а также обосновываем теоретическую и практическую значимость данной работы.

В первой главе раскрываются теоретические основы развития творческого воображения детей 5 лет через рассмотрение понятий «творчество» и «творческое воображение», раскрытие условий развития творческого воображения дошкольников и возможностей неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается педагогическая деятельность по использованию цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет в ДОО.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, представлены выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

Место проведения исследования : г. Саратов МАДОУ «ЦРР – детский сад №1 «Солнечный зайчик».

Прикреплённые файлы:

avtoreferat_frrl2.pptx | 91,43 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Игрушка «Невидимка». Игра для развития воображения и фантазии Хочу вашему вниманию предложить игру «Игрушка -невидимка». На идею меня натолкнул ребёнок, когда пришёл утром и сказал, что он принёс сегодня.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Нетрадиционные техники рисования как один из механизмов развития дошкольника Творчество-это неотъемлемая часть детского развития. В то же время творчество направлено на создание новых,социально значимых результатов.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 14:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование «Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ревина Яна Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД