Ревина Яна Олеговна
Исследование «Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет»
"Неклассические техники рисования в процессе воображения у детей 5 лет. "
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ 8
1.1 Понятие «творчество» и «творческое воображение» 8
Публикация «Исследование „Неклассические техники рисования в процессе развития воображения у детей 5 лет“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
1.2 Условия развития творческого воображения дошкольников. 13
1.3 Возможности неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников. 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИКЛА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКЛАССИЧЕСКИХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ В ДОО 31
2.1. Изучение уровня развития творческого воображения детей 5 лет. 31
2.2. Разработка цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Приложение А 44
Приложение Б 47
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными организациями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображение у ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.
Таким образом, особенность развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.
Многие исследователи занимались этой проблемой. Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду [3.42].
С. Л. Рубинштейн писал, что «воображение - связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое». Е. И. Игнатьев отмечал, что основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления [11.42].
В. В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения [8.42].
Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства [14.42],[13.42].
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Рисование – вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих веществ на любой плоскости. Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделиться наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.
Техника рисования – владение материалами, инструментами, способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.
Классические техники рисования – определены в соответствии с используемым материалам: гуашь, акварель, фломастер. Используются в любой возрастной группе. При работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста техники работы с соусом, пастелью, сангиной, углем используются фрагментарно: рисунок выполняется акварелью, элементы рисуются мелками. Данные изо материалы развивают мелкую моторику рук, формообразующие движения в процессе выполнения штриховки различной по форме и по характеру.
Неклассические техники рисования сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов: по способу применения мелков, по способу необычной основы для рисования, по способу нанесения оттиска.
На актуальность исследования указывает то, что результативность использования неклассических техник рисования в процессе развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных организаций доказана и представлена внушительным педагогическим опытом работы. На ряду с этим, появление новых техник неклассического рисования перед педагогами ставит очередные задачи по их использованию. Одним из решений этих задач может стать разработка и внедрение цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет.
Объект исследования : развитие творческого воображения детей 5лет в ДОО.
Предмет исследования : цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет в ДОО.
Цель исследования : изучить возможность использования неклассических техник рисования в развитии творческого воображения детей 5 лет в ДОО.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
• раскрыть понятие «творчество» и «творческое воображение»;
• выделить условия развития творческого воображения детей;
• рассмотреть возможности неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников;
• разработать цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет;
• проверить результативность цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития творческого воображения детей 5 лет станет более эффективным, если использовать специально разработанный цикл занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования.
Методы исследования : анализ литературы; наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности; методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию творческого воображения детей 5 лет.
Практическая значимость заключается в разработке цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования, направленного на развитие творческого воображения детей 5 лет в ДОО, который может быть интересен педагогам и родителям.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении мы обосновываем актуальность исследования, определяем объект, предмет, цели, задачи, гипотезу, методы исследования, а также обосновываем теоретическую и практическую значимость данной работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития творческого воображения детей 5 лет через рассмотрение понятий «творчество» и «творческое воображение», раскрытие условий развития творческого воображения дошкольников и возможностей неклассических техник рисования в развитии творческого воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается педагогическая деятельность по использованию цикла занимательных занятий с использованием неклассических техник рисования для развития творческого воображения детей 5 лет в ДОО.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, представлены выводы по результатам проведенной исследовательской работы.
Место проведения исследования : г. Саратов МАДОУ «ЦРР – детский сад №1 «Солнечный зайчик».