Светлана Чепурнова
Дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия - сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение.
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и выполнить задания:
— Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым.). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш.)
Публикация «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах» размещена в разделах
— Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф.)
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, топни ногой», если услышишь звук [Ж], топни ногой, когда услышишь [Ш]-хлопни в ладоши» : ж, ш, ш, ж. ; жа, ша, шо, жо. ; Жора, шуба, кошка, ежик.
3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ша-жа, шо. ; жу-шу, жи.
Повторить за взрослым серию слогов :
жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа, ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа.
4. Закончить слово подходящим слогом : ШИ (ЖИ) : каранда., клави., эта., экипа., камы.
5. «4-й лишний»
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]) :
машина, ежевика, кожура, крыжовник; камыши, пирожок, школьник, уши.
6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].
7. Заменить звук [Ш] на звук [Ж] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения :
Шар — жар, шить — шаль — шитье —. , уши — Луша —. , машет —. , нашивка —.
8.3вуковой анализ слов :
Шар — жар
Сравнительный анализ звукового состава слов.
9. Итог