Анастасия Гришина
Дифференциация звуков [С]-[З]. Знакомство с правильной артикуляцией звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков [С]-[З].
Знакомство с правильной артикуляцией звука [Ш]
Цели:
• нормализация артикуляционной моторики;
• дифференциация звуков [С] - [З];
• знакомство с правильной артикуляцией звука [Ш].
Задачи:
• отрабатывать артикуляционные упражнения «Помесим тесто», «Заборчик», «Насос», «Почистим зубки», «Лопаточка», «Иголочка»;
• закреплять навык произношения изолированных звуков [С], [З];
• автоматизировать [С], [З] в слогах, словах;
Публикация «Дифференциация звуков [С]-[З], Знакомство с правильной артикуляцией звука [Ш]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Темочки
• упражнять в различение звуков [С], [З] в слогах, словах;
• формировать умения произносить звук [Ш];
• формировать навык звукового анализа.
Оборудование: зеркало, карточки, 2 куклы, пособие по артикуляционной гимнастике, таблица с правильной артикуляцией звука [Ш]; пособие «Логопедия 550».
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: «Доброе утро, Катя, сейчас мы с тобой вспомним, какие упражнения нам необходимы для правильного произнесения звуков [С], [З]».
Катя: «Здравствуйте, «Заборчик», «Почистим зубки», «Лопаточка», «Иголочка», «Помесим тесто», «Насос».
Логопед: «Правильно, молодец. Катя, а теперь давай выполним эти упражнения. Смотрим в зеркало, покажи как мы «месим тесто», сделай красивый «заборчик», а теперь сделай «лопаточку», «лопаточка» у нас быстро переходит в «иголочку», молодец, Катя! Покажи, пожалуйста, как мы с тобой «почистим нижние зубки». Катя, а ты помнишь, как свистит насос? Давай посвистим с тобой, как свистит насос».
2. Произнесение изолированных звуков.
Логопед: «Катя, скажи, ты знаешь какую песенку, поет ветер? Давай ее сейчас с тобой споем?»
Катя: «С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с».
Логопед: молодец, Катя! А какую песенку поет комар, знаешь? Давай ее сейчас с тобой тоже споем.
Катя: «З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з».
Логопед: молодец!
3. Автоматизация звуков [С], [З] в слогах, словах.
Логопед: «А теперь повтори за мной:
Са-са-са
Со-со-со
Су-су-су
Сы-сы-сы
За-за-за
Зо-зо-зо
Зу-зу-зу
Зы-зы-зы».
Логопед: «Сейчас я покажу тебе картинки, а ты должна их назвать». (Показывает картинки из приложения №1 (оса, сыр, носок, сумка, приложения №2 (заяц, зубы, роза, зебра).
4. Динамическая пауза.
Зайчик беленький сидит (сидеть на корточках)
И ушами шевелит. (ладошки поднести к голове, сделать ушки и «помахать» ими)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (встает)
Надо лапочки погреть (потереть руки)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)
Надо лапочки погреть (потереть руки)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.
5. Дифференциация звуков [С]-[З] в слогах.
Логопед: «Повтори за мной слоговые ряды:
Са-са-за
Са-за-за
Са-за-са
За-за-са
За-са-са
За-са-за
Со-со-зо
Со-зо-зо
Со-зо-со
Зо-зо-со
Зо-со-со
Зо-со-зо
Су-су-зу
Су-зу-зу
Су-зу-су
Сы-сы-зы
Зы-сы-сы».
Логопед: «Катя, скажи, пожалуйста, какие звуки ты сейчас услышала?»
Катя: «[С] и [З]».
Логопед: «А чем эти звуки различаются?»
Катя: «Звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий».
6. Речевая игра.
Логопед: «А сейчас давай поиграем с тобой в игру, я буду называть тебе пары слов, ты должна будешь их повторить за мной и сказать, чем они отличаются друг от друга.
Роза-роса
Коза – коса
Лиза – лиса
Захар – сахар
Зуб – суп
Зайка – сайка (И. Лопухина «логопедия 550» 1995г.)».
Катя: «Слова отличаются одним звуком: или [С], или [З]».
Логопед: «Эти слова отличаются не только звуком, но и значением. Например, роза – это цветок, а роса – это капельки воды утром на траве» и т. д.
7. Дифференциация звуков [С]-[З] в словах.
Логопед: «Посмотри, к нам пришли гости мальчик Саша и девочка Зоя, в их именах мы слышим звуки [С] и [З]. Давай посмотрим с тобой картинки, в названии которых так же мы будем слышать звуки [С] и [З], давай назовем их и подарим картинки нашим гостям. Картинку в названии которой мы слышим звук [С] мы подарим мальчику Саше, а картинку в названии которой мы слышим звук [З], мы подарим девочке Зое». (Картинки в приложении №3 (слон, зонт, собака, коза, зубы, нос, сани, зима).
8. Формирование правильного произношения звука [Ш].
Логопед: «Грызли мыш-ш-ш-и камыши,
Мастерили ш-ш-ш-алаши.
В ш-ш-ш-алаш-ш-ш-е у мыш-ш-ш-и
И теплей и тиш-ш-ше».
Логопед: «Катя, а ты хочешь научиться правильно произносить звук [Ш]?»
Катя: «Да».
Логопед: «Для начала мы с тобой должны познакомиться с правильной артикуляцией звука [Ш]. Смотри в зеркало и повторяй за мной: губы принимают положение широкой трубочки, зубы сближены, кончик языка приподнят вверх, а боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка должна быть приподнята. когда произносим звук [Ш] воздух на выдохе теплый».
Логопед: «Так же ты должна научиться выполнять новые артикуляционные упражнения: «Трубочка», «Почистим верхние зубки», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Часики», «Чашечка».
9. Домашнее задание.
Логопед: «Чтобы научиться правильно произносить звук [Ш], тебе нужно правильно научиться выполнять артикуляционные упражнения, которые ты сегодня учила. Потренируйся выполнять их дома перед зеркалом».
10. Заключение.
Логопед: «Спасибо, Катя, за занятие. Ты Молодец!»