Мария Александрова
Технологическая карта занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [с]-[з]»
Технологическая карта занятия
(«Речевое развитие. Развитие речи», старшая группа компенсирующей направленности)
Тема: «Дифференциация с - з».
Автор-разработчик: Александрова М. С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 5-6 лет
Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.
Педагогический замысел:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
Публикация «Технологическая карта занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Дифференциация звуков [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать развивать в играх память, внимание, мышление, воображение и речь.
3. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з.
4. Продолжать развивать координацию движений.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: чтение стихотворений на звуки с – з, чистоговорки, загадки.
Материалы к занятию: картинки на дифференциацию звуков с- з, фишки для звукового анализа слов.
1. Вводная часть
Организационный момент (1 мин.)
Установление зрительного контакта и позитивного настроения.
Воспитатель и дети в кругу: «Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.
Ребята, послушайте внимательно, я прочту вам девиз нашего занятия:
«Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно».
Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие».
Мотивационно-побудительный (2 мин.)
Воспитатель: «А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок». Артикуляционные упражнения:
«Лопатка»
Язычок наш, как лопатка,
Закругленный, плоский, гладкий.
«Горка»
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем – горка получается,
Быстро-быстро с горки вниз,
На санках катится Денис.
«Чистим зубки»
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
Воспитатель: «Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, с какими звуками мы сегодня будем играть. Слушайте внимательно:
«Солнца яркого боится,
Ночью хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве,
Говорим мы о … (сове)» Какой первый звук в слове СОВА?
«Он защитит в дождливый день,
А в солнечный подарит тень (зонт)». Какой первый звук в слове ЗОНТ?
Кто догадался, с какими звуками мы будем сегодня играть? Правильно /С/, /З/.
Сегодня мы будем различать звуки с - з и чётко их произносить.
2. Основная часть
Организационно-поисковый (9 мин.)
Дыхательное упражнение на звук /С, З/
«Чей ветерок сильнее?»
Воспитатель проговаривает и показывает: «Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на руку себе. Выполним 3-4 раза и отдохнем».
Воспитатель: «Давайте произнесем звук [с], а теперь [з]. Как вы думаете, чем похожи эти звуки? Почувствуйте, когда мы произносим эти звуки, губы в улыбке, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов.
А чем различаются эти звуки?
При произнесении звука /З/ горлышко «работает». Представьте, как муха звенит ЗЗЗЗЗ, комарики звенят: ЗЗЗЗЗ (произносить длительно на плавном выдохе). Звук /З/ согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение; синий кружок с колокольчиком.
Когда мы произносим звук /С/ горлышко не звенит. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный? Верно, согласный. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? Верно, синим. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите: он звонкий или глухой. Верно, глухой. Это согласный твердый глухой звук.
Дифференциация звуков [С] — [3]. Назвать первый звук в именах:
Саня, Соня, Софья;.Зоя, Захар.
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель: «Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук С, делайте руками, как будто качаете насос, а если слово со звуком З – кистями рук делайте фонарики, как будто это будильник
Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: с, з, з, с, с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с.
Далее воспитатель произносит слова со звуком С – З: санки, золото, зубы, коса, коза, нос.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»,
нужно заменить звук С на звук З.
Са – за, суп -, сайка -, слой – злой,
Соя – Зоя.
Коса – коза, роса – роза, лиса – Лиза.
Дидактическое упражнение «Угадай слово» с фишками.
СУП, КОЗЫ.
Игра с картинками «Четвертый лишний»
Воспитатель выставляет на доску четыре картинки, дети находят картинку с лишним звуком в начале слова.
Динамическая пауза (2 мин.)
Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения.
Физкультминутка «Самолет».
Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Практическая часть (9 мин.)
Воспитатель: «Послушайте рассказ.
«Зайка и коза»
У Зои Зайка и заводная коза. Заведут козу – она забегает по доске. Забавная такая! Зоя сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. (пер. по Л. Успенскому).»
Дети находят слова со звуками С – З, пересказывают текст.
3. Заключительная часть
Заключительный (2 мин)
Воспитатель: «С какими звуками мы сегодня играли?
Чем они похожи, чем отличаются? Вы молодцы! Теперь вы не будете путать звуки с - з. А как вы думаете, научились мы произносить звуки правильно?
Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку».