Мису Магомедовна
Дифференциация звуков [Ф] и [Ф’]. Знакомство с буквой «Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: дифференциация звуков [Ф] и [Ф’]. Знакомство с буквой Ф.
Задачи занятия:
1. уточнить правильную артикуляцию звуков [Ф] и [Ф’];
2. развивать умение различать звуки [Ф] и [Ф’] в произношении;
3. развивать фонематический анализ;
4. развивать фонематический синтез;
5. развивать фонематическое восприятие;
6. развивать слуховое внимание и память;
7. развивать зрительное внимание;
8. развить грамматический строй речи;
Темочки:
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
9. закрепить знания о характеристике звуков;
Оборудование:
1. ежи Фока и Филя (картинка);
2. предметные картинки;
3. фишки трех цветов (синий, зеленый, красный);
4. рабочие тетради;
5. карандаши цветные;
6. схемы (в слове один, два слога или три слога).
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Давайте с вами поприветствуем друг друга.
Сядут сначала девочки, а потом мальчики.
II. Введение в тему
Ребята, к нам сегодня на занятие пришел гость. И у нас сегодня гость снова еж.
Кто помнит как его зовут? (Фока)
Я вам напомню его имя, он приходил к нам на прошлое занятие. И зовут его еж Фока.
Давайте вспомним, с каким звуком нас познакомил Фока? Кто помнит?
(С места мы не выкрикиваем, а поднимаем руку и ждем пока вас спросят).
Давайте вспомним, что же мы с вами узнали про этот звук?
А теперь обозначь нам пожалуйста на доске символами звук [Ф]. Ты сказал, что он твердый, глухой и твердый.
Верно мы обозначили, ребята?
Молодцы!
III. Изучение материала по теме занятия
3.1. А сегодня к нам на занятии пришел еж Филя, и он хочет нам познакомить с младшим братом звука [Ф] – со звуком [Ф’].
Ребята, как вы думаете, чем будет отличаются звук [Ф] от звука [Ф’]?
Каким цветом мы будет обозначать звук [Ф’]?
Зеленым верно.
(Маша, подойди пожалуйста к доске и поставь кружочек зеленый.
Ребята, с звук [Ф’] будет звонкий или глухой? Давайте проверим сами себя: приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [Ф’]. Звенит горлышко?
Значит звук [Ф’] глухой.
Значит, мы с вами правильно обозначили наши звуки?
Молодцы!
3.2. Наши гости, Фока и Филя, приготовили для нас сегодня несколько заданий.
И первое наше задание называется «Волшебная дорожка».
Вы готовы ее сделать?
Кто хочет выйти к доске?
Давайте вспомним мы выкладываем с какой стороны?
(Фазан, телефон, филин, сарафан, фишка, магнитофон, зефир)
Лишние кружочки убрали на край стола и проверяем.
Итак, первое у нас слово было
фазан.
Какой звук был?
Следующее слово было – телефон.
Какой звук был?
Далее: филин,
сарафан,
фишка,
магнитофон,
зефир.
Посмотрите мы правильно сделали?
Посмотри у себя, у вас так же получилось?
Поднимите руку у кого правильно получилось?
Вы хорошо справились с эти заданием, ребята!
3.3. Давайте теперь посмотрим на наши картинки, которые появились у нас на доске.
Сколько у нас всего картинок?
Давайте назовем их по порядку.
Все вместе хором: фазан, телефон, филин, сарафан, фишка, магнитофон, зефир.
«
А теперь послушайте вопрос –
О каких картинках мы можем сказать, что на них нарисовано что-то? (про какие предметы мы можем сказать «что»)
«Это кто или это что?»
По порядку называются все картинки.
А теперь скажите пожалуйста, про какие предметы, мы сказали «это кто?» Чем они отличаются от остальных предметов? Почему мы к этим картинкам задаем вопрос «кто», а к этим «что»?
3.4. А теперь посмотрите внимательно, Фока и Филя приготовили для нас схемы.
Кто помнит, что эти схемы обозначают?
Мы сегодня с вами будем делить слова на слоги.
Как вы думаете первая схема сколько обозначает слогов? (1)
- - - - - -
Конечно, посмотрите, одна полоска.
А вторая? (2)
---/---
Да, верно, потому что мы разделили отрезок на две части.
А третья схема, сколько обозначает слогов? (3)
---/---/---
Верно, молодцы!
Ребята, скажите, а у нас есть слово из 4 слогов?
Давайте посмотрим внимательное, какая картинка у нас осталась?
Верно!
А кто мне скажет, сколько слогов в слове магнитофон?
Давайте теперь распределим наши картинки по этим схемам: там где один слог, там где два слога и так где 3 слога.
Давайте по очереди каждый будет выходить, по цепочке.
(Проговариваем с ребенком сколько слогов и размещаем картинку под нужной схемой. Если ребенок затрудняется ответить просим его отхлопать слово или помогаем ему это сделать. «Сколько слогов ты насчитал?»).
Физкульт-минутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклоняйся, ну-ка, ну-ка. Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели… Вновь за дело.
3.5. Итак, ребята, давайте мы с вами расскажем Филе и Фоке правило, которое мы знаем.
Напомните мне пожалуйста, какое это правило?
Молодцы!
3.6. Ассоциации
Давайте посмотрим на нашу букву и подумаем на что же она похожа?
А знаете, кого мне напоминает буква Ф?
Филина.
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнил сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
3.7. Давайте посмотрим, как мы правильно должны будем напечатать букву Ф.
Какое направление палочки, которая располагает вертикально? Снизу вверх или сверху вниз?
А теперь нужно сверху палочки с двух сторон дорисовать две дуги.
(Посмотрите на нашего филина)
Все запомнили?
Давайте теперь откроем наши тетради.
Страница 52.
Это две какие цифры?
5 и 2 верно.
Молодцы!
Посмотрите на задание под цифрой 3.
Какая буква напечатана, посмотрите?
А теперь возьмите синий карандаш и напечатайте букву Ф.
Сначала сверху вниз, а затем сверху с двух сторон рисуем две дуги.
Не забывайте, как мы пишем: сверху вниз, а затем сверху с двух сторон рисуем 2 дуги, с одной стороны, а затем с другой.
Все сделали?
Отложили карандаши в сторону.
3.8. Пока вы рисовали, Фока и Филя, составили на доске слоги.
Давайте попробуем их прочитать.
Первый слог – ФУ.
Дальше: ФА. ФИ. ФО.
А теперь скажите мне, пожалуйста, в каких слоге мы слышим твердый звук [Ф] – ФУ, ФА, ФО.
А в каком слоге мы слышим мягкий звук [Ф’] – ФИ.
3.9. Переходим к следующему заданию в тетрадках по цифрой 6.
Посмотрите внимательно, у нас здесь перепутались все слоги.
Запишите пожалуйста в клеточки слоги, а потом прочитай слова, которые у вас получатся.
(ФУ- РА) (ФА-ЗАН)
Попробуйте прочитать слова, которые у вас получились.
А отвечать будет, …
Что получилось?
Фу-ра и фа-зан.
Вы все молодцы, закройте тетради и уберите на край парты!
IV.Подведение итогов занятия
Как зовут наших братьев ежей?
Какой звук принес с собой Филя?
Назовите одну картинку, которую вы сегодня
запомнили.
Что вам сегодня понравилось больше всего?
Вы сегодня все хорошо работали, выполняли все задания, молодцы!
Я вас отпускаю, до свидания!