Ирина Припускова
Дидактическое пособие «Речевичок» как средство развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие "Речевичок"
как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Авторы: Припускова И. Г., Калинина Н. С.
Публикация «Дидактическое пособие „Речевичок“ как средство развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
Данная методическая разработка позволяет оптимизировать групповое пространство для решения задачи по развитию речи у дошкольников при организации индивидуальной, парной и подгрупповой работы с детьми. Использование педагогами данного дидактического пособия при организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста позволяет охватить большое количество воспитанников за небольшой промежуток времени, точнее сформировать навык, увидеть проблемы и легко в игровой форме их устранить. Пособие подходит для овладения и закрепления детьми фонематических и грамматических навыков, ознакомления со звуковым строением слова в соответствии с их возрастными возможностями, совершенствования диалогической и монологической форм речи. Кроме того, в процессе игры дети закрепляют представления об объектах и явлениях окружающего мира, что обеспечивает их познавательное развитие. Представленный материал может быть использован воспитателями, логопедами и родителями.
Цель:
создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• расширять и активизировать словарь детей;
• дать возможность применить на практике полученные знания о звуках, слогах, словах и предложениях;
• совершенствовать лексико – грамматическую сторону речи дошкольников.
Развивающие:
• формировать умения согласовывать слова в предложении;
• укреплять мышцы дыхательной системы;
• развивать правильное звукопроизношение и фонематический слух;
• развивать навыки работы в паре.
Воспитательные:
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровое дидактическое пособие «Речевичок» носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер и предназначено для использования в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников. В подборе игрового материала использовались элементы мнемотехники и технологии ТРИЗ.
Особенностью данного пособия является возможность выбора ребенком темы игры, а также позицией ребенка: он соблюдает правила игры, а не подчиняется взрослому. Кроме того, возможность располагать игру в пространстве на свое усмотрение позволяет получить больше свободы и сохранить интерес к процессу. В итоге у детей формируются необходимые знания и навыки в игровой форме, чему способствует и соревновательный интерес, если это парная игра.
Содержание пособия
Пособие выполнено в форме куба, на пяти гранях которого располагается игровой материал.
1 грань:
Дидактическая игра «Веселая улитка» (изображение улитки с кармашками, карточки с изображением гласных и согласных звуков, карточки с изображением объектов окружающего мира).
Задачи: закреплять правильное произношение звуков; формировать умение определять наличие заданного звука в слове, его местонахождение (начало, середина, конец); совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать фонематический слух.
2 грань:
Дидактическое упражнение «Составь предложение» (изображение листа бумаги с кармашками, карточки с изображением мнемодорожек).
Задачи: формировать навыки грамматически правильного предложения и умения согласовывать предложения единой тематикой; развивать мышление, память, внимание.
3 грань:
Дидактическая игра «Почемучка?» (изображение облачка с кармашками, карточки с изображением имен признаков, карточки с изображением типов вопросов, карточки с изображением объектов окружающего мира, карточка с изображением знака «?»).
Задачи: формировать у детей умений задавать различные типы вопросов к объектам и процессам; побуждать менять местами карточки и формулировать вопрос по - разному.
4 грань:
Дидактическое пособие «Предлоги – наши помощники» (изображение часиков со стрелочками, карточки с изображением схем предлогов, карточки с изображением объектов окружающего мира).
Задачи: упражнять дошкольников в правильном использовании в речи простых и сложных предлогов, формировать умения составлять грамматически правильные предложения.
5 грань (верхняя):
Дидактическое упражнение «Ветерок» (коробочки с материалами на развитие дыхания).
Задачи: совершенствовать умения плавного свободного выдоха.