Елена Блудова
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок» представляет собой набор разноцветных кубиков. На гранях кубиков расположены цветные картинки определенной тематики. Например, на желтых кубиках – картинки со сказками, на красных – с профессиями, на зеленых – с игрушками, на конусах, используемых при строительстве замка в качестве крыши, - картинки с детскими песенками (как правило, из мультфильмов, но можно использовать символы (елочка, дед Мороз, калина и т. д.). Это пособие привлекает и заинтересовывает детей. Для этого и используется яркий красочный материал, также есть сюжет, с действующими героями из любимой детской сказки, которые могут меняться в зависимости от возраста детей.
Публикация «Дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников „Построй замок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Актуальность: С учетом современных требований к образованию и воспитанию педагогика создает все новые и новые подходы. Я в первую очередь обращаю внимание на их эффективность. Поэтому я стремлюсь повысить качество обучения и воспитания. С этой целью в моей работе появилось дидактическое пособие по речевому развитию дошкольников «Построй замок».
Задачи: развитие речевой активности, мышления, памяти дошкольников. Задачи раскрываются с помощью различного рода заданий (мозговой штурм) как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время индивидуальных занятий.
Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?
При изготовлении пособия могут быть использованы пластиковые, деревянные, картонные кубики (так же и склеенные самостоятельно). Данный выбор материала объясняется безопасностью использования с точки зрения санитарных норм. Высота граней должна быть не менее 7 см, так как на кубике, высотой менее 7 см изображение будет плохо просматриваться, что может затруднить работу с данным пособием. К набору прилагаются картинки различной тематики, которые потом можно будет переклеить. Гораздо удобнее, если картинки будут в форме карточек (желательно заламинированных) – это целесообразно с точки зрения периодической смены картинок.
Возрастная направленность.
Рекомендуется для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (соответственно, набор картинок, заданий и упражнений должен быть представлен с усложнением). Пособие может быть использовано при организации совместной деятельности детей и педагога (взрослого, так и при самостоятельной игре детей.
Содержание и возможности пособия.
Пособие представляет собой серию кубиков с картинками (количество определяется самостоятельно, в зависимости от тематики, от количества выбранных тем, от возраста дошкольников).
Данное пособие можно использовать, начиная с групп младшего возраста. Если мы берем вторую младшую группу – среднюю, то тематика картинок может быть такой: знакомые детям сказки, стихи об игрушках (например, А. Барто, детские песенки из мультфильмов, элементарные картинки с профессиями, знакомыми ребенку данной возрастной категории.
По мере взросления детей содержание картинок усложняется, можно добавить различные схемы и упражнения.
Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность становится минимальной, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения воспитательно – образовательного процесса.
Пособие можно эффективно использовать и при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, но тогда вся работа должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности.
Заниматься с пособием дети могут индивидуально или небольшими подгруппами (6 – 7 человек) в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре.
Это методическое пособие можно применять в работе по всем разделам программы: социальный мир, экологическое воспитание, математическое, речевое и художественно – эстетическое развитие. Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.
Дети постепенно учатся сравнивать, классифицировать объекты и начинают лучше разбираться в таких понятиях, как размеры, форма, материал. Достоинство этого пособия и в том, что оно привлекает и малоактивных детей, заинтересовывает их игрой по конструированию. Интерес к пособию становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто рассказал сказку, вспомнил стихотворение, стремится к новым достижениям. Главным достижением для себя я считаю, что дети с большим интересом играют в игру «Построй замок» не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности.