Полонникова Надежда Михайловна
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель наших педагогических практик заключается не только в обеспечении опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности разными видами моделей, но так же (при их успешном освоении детьми) - формирование навыков преобразовывания указанных моделей. Таким образом задается ситуация поиска решений поставленной задачи, поддерживается исследовательская активность и удовлетворяются познавательные потребности дошкольника. Дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослого, либо от более опытных товарищей (говорим о ЗБР — зоне ближайшего развития).
Публикация «Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников „Моделирование „Мини-теплица“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Что такое преобразование? В общем — это процесс, посредством которого некий объект трансформируется, изменяется качественным образом.
В нашей практике модель изменяется качественным образом, когда дети изменяют количественный состав ее деталей и способов их взаимодействия. Рассмотрим это на примере дидактического пособия «Куб для моделирования и конструирования». В нашем случае, куб — это всего-лишь некоторая база, площадка для реализации исследовательской деятельности и познавательной активности дошкольников.
ТЕМА: «Условия жизни растений» - исследуем «ЧТО необходимо для жизни растений» через создание модели теплицы. Предварительно изучаем растения, говорим о том, что у них есть корни (питают, стебелек и листва. Организовываем дежурство в центре растений: полив, опрыскивание и т. д., наблюдаем как ведут себя растения при достаточной и скудной освещенности. Формируется представление о том, что растениям нужны определенные условия: свет, вода, тепло и почва. В весенний период мы знакомим с семенами растений, условиями обитания растений в открытом и закрытом пространстве.
Для начала предлагаем собрать модель «Мини-теплица», которая по своему строению похожа на теплицу в действительности. Несомненно, такая модель заинтересует детей, особенно, когда из семян начнут прорастать всходы. Такая конструкция используется родителями — значимыми взрослыми — в жизни и несет определенный смысл. Данная модель наглядно нам показывает идеальные условия для растения: там светло, тепло, есть почва для корневой системы и регулярно осуществляется полив.
НО мы, таким образом, предлагаем готовый вариант модели. Детям остается только наблюдать за растениями, к самой конструкции постепенно интерес угасает, тк другого применения для данной модели нет, качественно ее преобразовать дошкольнику особо не представляется возможным. Предлагаем преобразовать наш куб в теплицу (или ее подобие, используя сподручные материалы: сам куб, бутылочки разных размеров и форм, пластиковые футляры от шоколадных яиц (большие) и т. д. Проводим аналогию с предыдущей моделью : там есть ячейки для почвы, растениям там светло, полив растений осуществляется легко через съемную крышу и т. д.
Задача: как преобразовать куб, чтобы создать модель теплицы? Первый шаг — установить куб так, чтобы в нем можно было установить ячейки с почвой.
Далее педагог может расширить спектр задач. В нашем случае мы предложили детям изучить как можно выращивать цветок фиалку разными способами. Так же варианты: посев семян разных культур, высадка луковичных и т. д.
Конечно, модель мини-теплицы мы помещаем в центр растений. Но удобство этой модели заключается в том, что ее легко можно перенести в любое пространство группы, или просто извлечь материал, что-то дополнить или исключить. Возможность и в дальнейшем конструкторски, исследовательски преобразовывать модель дает стимул для постановки
пытов и экспериментов дошкольниками, удовлетворяет и развивает их познавательные потребности. Быть ученым для дошкольников — это почетная миссия.
Заключение: таким образом, мы наглядно показали, как преобразование предметных базовых моделей может являться одной из основ развития исследовательской активности дошкольника и его познавательных потребностей.