Получи документы

Дидактическое пособие по развитию речи «Слоговые домики» как средство формирования слоговой структуры слова

Елена Земляная
Дидактическое пособие по развитию речи «Слоговые домики» как средство формирования слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Организация развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала коррекционно – развивающего пространства предполагает использование педагогом инновационных средств в процессе взаимодействия с воспитанниками.

Современные, в том числе электронные пособия, делают процесс взаимодействия дошкольников с педагогом более интересным, развивающим. Однако, работая в группе детей с ОВЗ важно задействовать как можно больше компенсаторных возможностей дошкольников для более успешного развития всех видов активности. У данной категории детей значительно снижено формирование познавательной активности, на низком уровне находится и потребность в самостоятельном познании окружающего мира.

Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Слоговые домики“ как средство формирования слоговой структуры слова» размещена в разделах

Разработанная мною подборка дидактических игр поможет разнообразить содержание индивидуального и подгруппового взаимодействия с воспитанниками, а также создать условия для организации самостоятельной игровой деятельности, способствующей решению коррекционных задач.

Данная подборка дидактических игр отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, так как оно содержательно насыщена, информативна, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна в самостоятельном использовании воспитанниками.

Предлагаемые игровые материалы выполнены из картона, ламинированных картинок. Детали располагаются в конвертах и папках.

Дидактические игры можно использовать в работе сразу с несколькими воспитанниками. На первых этапах работы педагог сам предлагает воспитанникам выполнить то или иное игровое упражнение, а далее, как показала практика, дети самостоятельно организуют свою игровую деятельность, используя данное пособие.

Изготовление новых материалов для игр совместно с детьми или родителями создаст условия для формирования навыка самостоятельного сбора и организации информации по интересующей ребенка теме, выбора средств. Создание очередного цикла игр может быть использовано педагогом как разновидность метода проектной деятельности в работе с родителями, что является эффективным приемом, направленным на привлечение их к сотрудничеству, приобщению к коррекционно – образовательному процессу и совместному творчеству.

Варианты использования данного дидактического пособия для решения образовательных задач по развитию речи дошкольников:

Представляю вашему вниманию игровые упражнения, направленные на формирование слоговой структуры слова. Учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, твердые и мягкие. Развивать фонематические процессы. Формировать навыки чтения.

Пособие может быть использовано на фронтальных и индивидуальных занятиях в самостоятельной игровой деятельности воспитанниками старшего дошкольного возраста. Это универсальное дидактическое пособие позволит педагогу, работающему и в группе общеразвивающей направленности в игровой форме закрепить знания детей по формированию слоговой структуры слова.

Описание игровых упражнения:

1. Игра «Делить слова на слоги»

Возраст: игра предназначена для детей 5-7 лет.

Цель: формирование слоговой структуры, закреплять представления дошкольников о слоговом составе слова, совершенствовать умение выделять слоги в словах.

Задачи:

1. Закреплять умение детей делить слова различной слоговой структуры на слоги и правильно произносить их.

2. Закреплять названия и лексическое значение слов по различным лексическим темам (овощи, фрукты, насекомые, животные, птицы, герои сказок, профессии).

3. Развивать произвольное внимание.

4. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Форма игры: один ребёнок, парная, подгрупповая.

Оборудование: 3 домов, вырезанных из картона с «окнами» (от 1 до 3, предметные картинки, различной слоговой структуры (от 1 до 3 слогов)

Ход игры:

1 вариант:

Детям раздаются дома с разным количеством окон. Предметные картинки лежат лицом вверх. Дети выбирают из множества картинок ту, которая подходит к его дому. Например: самолёт – 3 слога, будет «жить» в доме с тремя окошками. Выигрывает тот игрок, чей дом правильнее и быстрее заполнится «жильцами»

2 вариант:

Детям раздаются дома с разным количеством окон. Предметные картинки лежат перевёрнутые у ведущего. Ведущий переворачивает любую картинку и показывает её лицом к игрокам (молча или называя слово, изображённое на ней). Дети анализируют, делят слово на слоги. Игрок, к домику которого подходит данное слово, поднимает руку, называет картинку и забирает её себе. Например: самолёт – 3 слога, будет «жить» в моём доме, где три окошка. Выигрывает тот игрок, чей дом правильнее и быстрее заполнится «жильцами»

Универсальность игры в том, что ее можно использовать в индивидуальной работе с ребенком, в работе с группой детей, как элемент занятия со всеми детьми.

Можно организовать командное соревнование (разбить детей на три команды) или соревнование между отдельными детьми.

Часть картинок можно использовать не сразу, а потом, когда дети уже достаточно освоят игру, можно их заменить на новые.

2. Игра «В каком домике живет слово?»

Цель: учить детей различать понятия гласные и согласные звуки, определять согласные по твёрдости – мягкости. Развивать внимательность, усидчивость, память. Материал: карточки с предметными картинками

Ход игры: педагог располагает макет «Слоговых домиков» Красный кружок – гласный звук; Синий кружок – твёрдый согласный звук.

Зелёный кружок – мягкий согласный звук.

Предложить ребёнку назвать картинку, выделить первый звук, определить его твёрдость – мягкость и предлагает ребенку поселить картинку в тот домик с какого начинается слово (гласного звука, твердого согласного, мягкого согласного).

3. Игра «Рассели животных в домике».

Цель: Работаем над слоговой структурой слова! Автоматизируем звуки раннего онтогенеза. Называем слова, стараемся поговорить все звуки и слоги в слове.

Ход игры: педагог располагает три домика, в которые нужно разместить животных изображенных на картинках: животные которые в падают в зимнюю спячку, животные которые меняют шубку и животные которые делают запасы. предлагает детям разложить животных в зависимости от картинок (шуба – животные меняют шубку летнюю на зимнюю; кастрюля – животные делающие запасы в зиму; кровать – животные впадающие в зимнюю спячку). : сначала назвать животных, в названии которых 1 слог (рысь, лось, волк); потом— два слога (белка, медведь, заяц); 3 слога (бурундук, косуля); хлопками показать количество слогов.

Попробую ответить на вопрос: Кто из животных делает запасы на зиму?

1. Белка (лесные орешки, шишки, грибы);

2. Мышь (зерно);

3. Барсук (корни растений, желуди, семена);

4. Бобр (зимой он плавает под водой и ест корни водных растений и припасенные с осени ветки);

5. Пчела;

6. Бурундук (кедровые орехи, желуди др.);

7. Крот (черви);

8. Хомяк (зерно, картофель, морковь, кукурузу и др. продукты)

9. Оказывается иногда самые неожиданные вещи можно узнать о знакомых с детства животных.

10. Запасы на зиму заготавливают многие грызуны: мыши, хомяки, белки, бурундуки (которые спят зимой, как и медведи, норки, кроты, бобры.

11. Насекомые: пчелы всегда обеспечивают семью кормом на зиму, заготавливая мед в намного больших количествах, чем им необходимо для зимовки. Поэтому человеку тоже достается полезного меда для здоровья.

12. Осы откладывают яички в живых, парализованных ими гусениц. А галловы мухи кормят будущее потомство собственной плотью.

Медведи накапливают жировой запас, старательно отъедаясь перед спячкой. А во время зимнего сезона они не едят до самой весны

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактическая игра на липучках для формирования слоговой структуры слова «Полочки 1–5 ССС»Дидактическая игра на липучках для формирования слоговой структуры слова «Полочки 1–5 ССС» Данная игра состоит из четырех таблиц и карточек к ним. Карточки прикрепляются на липучки. Изображения были взяты мной из открытых источников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие по развитию речи «Слоговые домики» как средство формирования слоговой структуры слова
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 18:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие по развитию речи «Слоговые домики» как средство формирования слоговой структуры слова» (включая файлы) размещена пользователем Елена Земляная (УИ 213804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД