Елена Земляная
Дидактическое пособие по развитию речи «Слоговые домики» как средство формирования слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Организация развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала коррекционно – развивающего пространства предполагает использование педагогом инновационных средств в процессе взаимодействия с воспитанниками.
Современные, в том числе электронные пособия, делают процесс взаимодействия дошкольников с педагогом более интересным, развивающим. Однако, работая в группе детей с ОВЗ важно задействовать как можно больше компенсаторных возможностей дошкольников для более успешного развития всех видов активности. У данной категории детей значительно снижено формирование познавательной активности, на низком уровне находится и потребность в самостоятельном познании окружающего мира.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Слоговые домики“ как средство формирования слоговой структуры слова» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2024
Разработанная мною подборка дидактических игр поможет разнообразить содержание индивидуального и подгруппового взаимодействия с воспитанниками, а также создать условия для организации самостоятельной игровой деятельности, способствующей решению коррекционных задач.
Данная подборка дидактических игр отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, так как оно содержательно насыщена, информативна, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна в самостоятельном использовании воспитанниками.
Предлагаемые игровые материалы выполнены из картона, ламинированных картинок. Детали располагаются в конвертах и папках.
Дидактические игры можно использовать в работе сразу с несколькими воспитанниками. На первых этапах работы педагог сам предлагает воспитанникам выполнить то или иное игровое упражнение, а далее, как показала практика, дети самостоятельно организуют свою игровую деятельность, используя данное пособие.
Изготовление новых материалов для игр совместно с детьми или родителями создаст условия для формирования навыка самостоятельного сбора и организации информации по интересующей ребенка теме, выбора средств. Создание очередного цикла игр может быть использовано педагогом как разновидность метода проектной деятельности в работе с родителями, что является эффективным приемом, направленным на привлечение их к сотрудничеству, приобщению к коррекционно – образовательному процессу и совместному творчеству.
Варианты использования данного дидактического пособия для решения образовательных задач по развитию речи дошкольников:
Представляю вашему вниманию игровые упражнения, направленные на формирование слоговой структуры слова. Учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, твердые и мягкие. Развивать фонематические процессы. Формировать навыки чтения.
Пособие может быть использовано на фронтальных и индивидуальных занятиях в самостоятельной игровой деятельности воспитанниками старшего дошкольного возраста. Это универсальное дидактическое пособие позволит педагогу, работающему и в группе общеразвивающей направленности в игровой форме закрепить знания детей по формированию слоговой структуры слова.
Описание игровых упражнения:
1. Игра «Делить слова на слоги»
Возраст: игра предназначена для детей 5-7 лет.
Цель: формирование слоговой структуры, закреплять представления дошкольников о слоговом составе слова, совершенствовать умение выделять слоги в словах.
Задачи:
1. Закреплять умение детей делить слова различной слоговой структуры на слоги и правильно произносить их.
2. Закреплять названия и лексическое значение слов по различным лексическим темам (овощи, фрукты, насекомые, животные, птицы, герои сказок, профессии).
3. Развивать произвольное внимание.
4. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Форма игры: один ребёнок, парная, подгрупповая.
Оборудование: 3 домов, вырезанных из картона с «окнами» (от 1 до 3, предметные картинки, различной слоговой структуры (от 1 до 3 слогов)
Ход игры:
1 вариант:
Детям раздаются дома с разным количеством окон. Предметные картинки лежат лицом вверх. Дети выбирают из множества картинок ту, которая подходит к его дому. Например: самолёт – 3 слога, будет «жить» в доме с тремя окошками. Выигрывает тот игрок, чей дом правильнее и быстрее заполнится «жильцами»
2 вариант:
Детям раздаются дома с разным количеством окон. Предметные картинки лежат перевёрнутые у ведущего. Ведущий переворачивает любую картинку и показывает её лицом к игрокам (молча или называя слово, изображённое на ней). Дети анализируют, делят слово на слоги. Игрок, к домику которого подходит данное слово, поднимает руку, называет картинку и забирает её себе. Например: самолёт – 3 слога, будет «жить» в моём доме, где три окошка. Выигрывает тот игрок, чей дом правильнее и быстрее заполнится «жильцами»
Универсальность игры в том, что ее можно использовать в индивидуальной работе с ребенком, в работе с группой детей, как элемент занятия со всеми детьми.
Можно организовать командное соревнование (разбить детей на три команды) или соревнование между отдельными детьми.
Часть картинок можно использовать не сразу, а потом, когда дети уже достаточно освоят игру, можно их заменить на новые.
2. Игра «В каком домике живет слово?»
Цель: учить детей различать понятия гласные и согласные звуки, определять согласные по твёрдости – мягкости. Развивать внимательность, усидчивость, память. Материал: карточки с предметными картинками
Ход игры: педагог располагает макет «Слоговых домиков» Красный кружок – гласный звук; Синий кружок – твёрдый согласный звук.
Зелёный кружок – мягкий согласный звук.
Предложить ребёнку назвать картинку, выделить первый звук, определить его твёрдость – мягкость и предлагает ребенку поселить картинку в тот домик с какого начинается слово (гласного звука, твердого согласного, мягкого согласного).
3. Игра «Рассели животных в домике».
Цель: Работаем над слоговой структурой слова! Автоматизируем звуки раннего онтогенеза. Называем слова, стараемся поговорить все звуки и слоги в слове.
Ход игры: педагог располагает три домика, в которые нужно разместить животных изображенных на картинках: животные которые в падают в зимнюю спячку, животные которые меняют шубку и животные которые делают запасы. предлагает детям разложить животных в зависимости от картинок (шуба – животные меняют шубку летнюю на зимнюю; кастрюля – животные делающие запасы в зиму; кровать – животные впадающие в зимнюю спячку). : сначала назвать животных, в названии которых 1 слог (рысь, лось, волк); потом— два слога (белка, медведь, заяц); 3 слога (бурундук, косуля); хлопками показать количество слогов.
Попробую ответить на вопрос: Кто из животных делает запасы на зиму?
1. Белка (лесные орешки, шишки, грибы);
2. Мышь (зерно);
3. Барсук (корни растений, желуди, семена);
4. Бобр (зимой он плавает под водой и ест корни водных растений и припасенные с осени ветки);
5. Пчела;
6. Бурундук (кедровые орехи, желуди др.);
7. Крот (черви);
8. Хомяк (зерно, картофель, морковь, кукурузу и др. продукты)
9. Оказывается иногда самые неожиданные вещи можно узнать о знакомых с детства животных.
10. Запасы на зиму заготавливают многие грызуны: мыши, хомяки, белки, бурундуки (которые спят зимой, как и медведи, норки, кроты, бобры.
11. Насекомые: пчелы всегда обеспечивают семью кормом на зиму, заготавливая мед в намного больших количествах, чем им необходимо для зимовки. Поэтому человеку тоже достается полезного меда для здоровья.
12. Осы откладывают яички в живых, парализованных ими гусениц. А галловы мухи кормят будущее потомство собственной плотью.
Медведи накапливают жировой запас, старательно отъедаясь перед спячкой. А во время зимнего сезона они не едят до самой весны