Шахназарян Марина
Дидактическое пособие для развития всех компонентов речевой компетентности у детей с ОНР «Домашние животные и птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ МО Динской район «Детский сад №29»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на развитие всех компонентов речевой компетентности у детей с ОНР «Домашние животные и птицы»
воспитатель группы компенсирующей
направленности для детей с ОНР
Шахназарян Марина Владимировна
Динская 2022
Содержание пособия
Публикация «Дидактическое пособие для развития всех компонентов речевой компетентности у детей с ОНР „Домашние животные и птицы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние птицы. Птичий двор
- Животные. В мире животных
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Пояснительная записка…. 3
Дидактические игры на развитие речевой компетентности детей от 3 до 7 лет с ОНР…. 7
Дидактические игры на развитие лексической компетентности …. 7
Дидактические игры на развитие фонематической компетентности….9
Дидактические игры на развитие грамматической компетентности…. 12
Дидактические игры на развитие монологической и диалогической компетентности…. 14
Дидактические игры на развитие высших психических функций…. 14
Методические рекомендации…. 16
Планируемые результаты….17
Список используемой литературы…. 18
Приложения…. 20
Приложение А. Фото макета и использования пособия….…20
Приложение Б. План коррекционной работы по формированию речевой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи…. 24
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет с ОНР, содержит практический материал в форме дидактического пособия и плана работы к нему для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей. Целью данного дидактического пособия является развитие всех компонентов речевой компетентности у дошкольников с ОНР.
Речевая компетентность – это сформированность умений и навыков, обеспечивающих эффективное (функциональное) использование языка, выражающееся в понимании чужих и построении своих текстов различной сложности и характера, а также в порождении программ речевого высказывания, адекватных тому контексту, в котором происходит общение.
Существуют следующие виды речевой компетентности : лексическая, грамматическая, фонетическая, диалогическая и монологическая.
Для совершенствования всех вышеперечисленных речевых компетентностей старших дошкольников было запланировано и реализовано создание дидактического пособия «Домашние животные и птицы» (см. Приложение А).
Из фетра созданы фигурки домашних животных (кошки, собаки, коровы, овцы, свиньи, лошади, а также домашних птиц (петуха, курицы и гуся) по принципу пальчикового театра. Для них сделан макет дома и скотного двора. К данному пособию составлен план работы по формированию лексической, грамматической, фонетической, диалогической и монологической компетентности.
Так, например, компонентами лексической компетентности будут сформированность активного и пассивного словарного запаса ребенка. В структуру которых входят: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения, числительные и другие). Для развития этого вида речевой компетентности были созданы игры : «Назови животных по очереди», «Назови обобщающее слово», «Назови части тела животного», «Назови характерное действие данного животного», «Придумай предложение с действием данного животного», «Придумай качественные определения животного», «Придумай относительные определения животного», «Сосчитай животных», «Какой по счету?», «Он, она, они».
Компонентами грамматической компетентности являются сформированность морфологического уровня (словообразование и словоизменение) и синтаксического уровня (сочетание слов в предложении). Для развития этого вида речевой компетентности придуманы следующие игры: «Понимание предлогов», «Падежи», «Род прилагательного», «Подбери действие», «Один - много», «Сколько зверей?», «Придумай действие времени», «Глаголы с приставками», «Назови ласково».
Компонентами фонематической компетентности : сформированность фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений. Для работы над формированием фонематического анализа и синтеза в пособие добавлены квадратики красного, зеленого и синего цветов из фетра, а также черные разделительные полоски для составления схемы слова и предложения. Для развития этой компетентности созданы игры : «Найди заданный звук в слове», «Покажи всех животных с заданным звуком», «Услышь слово с заданным звуком», «В начале, середине или в конце?», «Сколько гласных в слове? А сколько согласных?», «Из скольки звуков состоит слово?», «Найди все одинаковые звуки в двух названиях животных», «Какой по счету звук?», «После какого и перед каким?», «Составь схему заданного слова», «Найди животное из заданного количества звуков», «Путаница».
Компонентами монологической компетентности будут умение ребенка составлять описание (характеристику предмета, рассуждение (доказательство, повествование (рассказ о событиях, в некоторых случаях контаминации (смешанные тексты).
А компонентами диалогической компетентности являются овладение ребенком таких форм, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение и формулами речевого этикета, обеспечивающих конструктивное общение.
Для развития этих двух видов речевой компетентности разработаны следующие игры: «Составь предложение о любом понравившемся животном», «Составь рассказ о любом понравившемся животном», «Придумай сказку про этих животных».
В связи с тем, что у ребят группы с ОНР в анамнестических данных вторичным дефектом отмечено нарушение высших психических функций, то считаем целесообразным добавить в план блок на их развитие. А к дидактическому пособию добавлена папка с разноцветными фигурами из фетра и атласными лентами. Для развития ВПФ созданы такие игры как «4 лишний», «Кого не стало?», «Кто пришел?», «Посади животное на кубик», «За какой фигурой спрятался кот?», «Дорожка к домику».
Цель дидактического пособия «Домашние животные и птицы» : развитие всех компонентов речевой компетентности у детей 6-7 лет с ОНР.
Задачи:
Образовательные:
1) систематизировать работу по формированию речевой компетентности с детьми 6-7 лет с ОНР;
2) расширять и углублять знания детей о домашних животных.
Развивающие :
1) развивать номинативный, предикативный и атрибутивный словари;
2) развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
3) развивать грамматический строй речи;
4) развивать монологический и диалогический компонент в самостоятельной связной речи;
5) развивать высшие психические функции.
Воспитательные:
1) воспитывать бережное отношение ко всему живому;
2) поощрять стремление заботиться о домашних животных.
Дидактические игры на развитие речевой компетентности детей от 3 до 7 лет с ОНР
1. Дидактические игры на развитие лексики
Имена существительные
1. «Назови животных по очереди».
Цель: развитие номинативного словаря.
Ребенку необходимо назвать животных всех по очереди и подобрать к ним обобщающее слово.
2. «Назови части тела животного»
Цель: развитие номинативного словаря.
Ребенку нужно запомнить и назвать части тела животных.
Глаголы
3. «Назови характерное действие данного животного»
Цель: развитие предикативного словаря.
Ребенка просят назвать характерное действие данного животного. Например, собака лает, кот мяучит, лошадь ржет, гусь гагочет, корова мычит…
4. «Придумай предложение с действием данного животного
Цель: развитие предикативного словаря.
Ребенку нужно придумать предложение с действием животного. Например, кот греется на солнце, собака сидит на цепи, корова пасется на поляне, кролик ест траву….
Прилагательные
5. «Придумай качественные определения животного»
Цель: развивать атрибутивный словарь, умение подбирать качественные прилагательные к существительным.
Детям предлагается придумать как можно больше качественных определений к животному. Например: Кот какой? Пушистый, рыжий, большой, ласковый, прожорливый…
6. «Придумай относительные определения животного»
Цель: развивать атрибутивный словарь, умение подбирать относительные прилагательные к существительным.
Необходимо придумать относительные прилагательные к животному. Например: Этот хвост чей? Хвост лошади, значит это лошадиный хвост.
Это чьи уши? Это уши коровы, значит это коровьи уши.
Это чей нос? Собаки, значит это собачий нос…
Наречия
7. «Назови качественные наречия»
Цель: развивать умение подбирать качественные наречия.
Ребенку предлагают вспомнить качественные наречия. Например: Как лает собака? Громко…
Как бегает кот? Быстро…
8. «Назови наречия времени»
Цель: развивать умение подбирать наречия времени.
Дошкольнику необходимо назвать наречия времени. Например: Когда нас будит петушок? Утром.
А когда корову приводят с пастбища и доят? Вечером.
Имена числительные
9. «Сосчитай животных»
Цель: развивать умение называть количественные числительные.
Нужно назвать количественные числительные. Педагог просит ребенка сосчитать количество животных.
10. «Какой по счету?»
Цель: развивать умение называть порядковые числительные.
Ребенку нужно назвать порядковые числительные, расположив животных в ряд. Например: А каким по счету сидит кот? А каким собака?.
Местоимения
11. «Он, она, они»
Цель: развивать умение подбирать местоимения единственного и множественного числа.
Ребенку необходимо назвать местоимения единственного и множественного числа. Например: Перед домом сидит кот, замени его другим словом. Это он или она?
Перед домом сидит он…
На поляне пасется корова, замени ее другим словом.
На поляне пасется она….
А всех домашних животных мы как назовем? Они.
2. Дидактические игры на развитие фонематической компетентности
Развитие фонематического восприятия
12. «Найди заданный звук в слове»
Цель: развивать умение определять заданный звук в слове.
Ребенку нужно определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: А есть ли звук л в слове лошадь?
13. «Покажи всех животных с заданным звуком»
Цель: развивать умение определять заданный звук в слове.
Задача ребенка показать всех животных с заданным звуком. Например: А покажи всех животных в названии которых ты слышал звук с? (Собака, свинья).
А в каких звук к (кролик, кот, курица, корова).
14. «Услышь слово с заданным звуком»
Цель: развивать умение определять заданный звук в слове из предложения.
Задача ребенка услышать слово с заданным звуком. Например: я произнесу предложение, а ты послушай и скажи в каком слове есть звук Л? (Лошадь ест траву).
Развитие фонематического анализа
15. «В начале, середине или в конце?»
Цель: развивать умение определять место заданного звук в слове.
Ребенку необходимо определить место звука в слове. Например: Где ты слышишь звук о, в слове кот, в начале, середине или конце слова? (середине)
16. «Сколько гласных в слове? А сколько согласных?»
Цель: развивать умение определять количество гласных звуков, а затем согласных в слове.
Дошкольникам нужно определить количество гласных или согласных звуков в слове. Например: Сколько гласных звуков в слове корова? А сколько согласных в слове собака?
17. «Из скольки звуков состоит слово?»
Цель: развивать умение определять общее количество всех звуков в слове.
Задача ребенка определить из скольки звуков состоит слово? Детям предлагается взять любое понравившееся животное и назвать сколько в его названии звуков.
18. «Найди все одинаковые звуки в двух названиях животных»
Цель: развивать умение определять количество одинаковых звуков в двух словах Необходимо выделить все одинаковые звуки в двух названиях животных. Например: кролик и корова (общий согласный к, общая гласная о).
19. «Какой по счету звук?»
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
Задача ребенка определить место звука в слове. Ребенок должен назвать одно из животных и ответить на вопрос, например: Какой по счету звук р в слове корова?
20. «После какого и перед каким?»
Цель: развивать умение определять общее последователь-ность звуков в слове.
Нужно определить последовательность звуков в слове. Например: После какого и перед каким звуком находится звук о в слове кот?
21. «Составь схему заданного слова»
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
Необходимо составить звуковые схемы слова, начиная с самых простых кот, усложняя словом корова и переходя к более сложным.
Развитие фонематического синтеза
22. «Найди животное из заданного количества звуков»
Цель: развивать умение синтезировать заданные звуки в слово.
Задача ребенка найти животное из заданного количества звуков. Педагог изолировано называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать слово и подобрать к нему животное.
23. «Путаница»
Цель: развивать умение синтезировать звуки, данные в нарушенной последовательности, в слово.
Необходимо составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Например: Составь слово из трех звуков которые я тебе назову и найди это животное. Звуки можно менять местами.
24. «Составь схему слова из заданных звуков»
Цель: развивать умение синтезировать и преобразовывать услышанные звуки слова в схему.
Задача ребенка составление звуковых схем слова, начиная с самых простых кот, усложняя словом корова и переходя к более сложным.
Развитие слоговой структуры слова
25. «Слоги»
Цель: развивать умение разбивать слова на слоги.
Необходимо уметь разбивать слова на слоги. Например: Возьми любое животное, назови его. А теперь посчитаем сколько в нем слогов.
То же задание можно выполнять по инструкции: А давай посчитаем слоги, прохлопав их.
26. «Разделительная черта»
Цель: развивать умение составлять схему слова при помощи разделительной черты.
Педагог просит ребенка составить схему слова с разбиванием его на слоги разделительной чертой.
3. Дидактические игры по развитию грамматической компетентности
Понимание обращенной речи
27. «Инструкция»
Цель: понимание ребенком обращенной речи.
Ребенку дают выполнить действия, состоящие сначала из одной, а потом из двух инструкций. Например: Возьми курицу и посади ее к петуху.
28.«Понимание предлогов»
Цель: развивать умение понимать и использовать в речи различные предлоги.
Задача ребенка в понимании предлогов. Например: Кот идет по крыше, корова идет к дому, собака сидит на крыльце и т. д
Словоизменение
29. «Падежи»
Цель: развивать умение изменять существительное по падежам.
Ребенку необходимо изменить существительное по падежам.
Например: вот кот (показать, нет (спрятать) кота, дать молоко коту, вижу кого кота, доволен котом, говорю о коте…
30. «Род прилагательного»
Цель: развивать умение изменять прилагательные по родам.
Задача ребенка изменить прилагательное по родам. Например: какого цвета кот? Собака? Овца? (рыжий, коричневая, серая…
31. «Подбери действие»
Цель: развивать умение подбирать глагол к существительному.
Ребенку необходимо подобрать глагол к существительному.
32. «Один - много»
Цель: развивать умение изменять существительные по числам.
Задача ребенка изменить существительные женского и мужского рода по числам. Например, показать картинку: Он – кот, а они…. коты. Она – корова, а они …. Коровы.
Или: Одна овца, много….овец. Один петух, а много….петухов.
33. «Сколько зверей?»
Цель: развивать умениесогласовывать существительное с числительным.
Ребенку нужно согласовать существительные с числительными.
Педагог показывает любую цифру, а потом любое животное. Ребенок называет: три коровы, шесть овец, одна курица.
34. «Придумай действие времени»
Цель: развивать умение изменять глаголы по времени.
Задача ребенка изменять глаголы по времени.
Ребенку говорят: Кот сидит на крыше. И уточняют, что делает кот?
А затем спрашивают: А что делал кот, если он там сидит весь день. (Кот сидел на крыше).
А что он будет делать? (будет сидеть на крыше)
Словообразование
35. «Глаголы с приставками»
Цель: развивать умение образовывать новые глаголы от глагольных приставок.
Дошкольнику нужно образовать новые глаголы от глагольных приставок. Педагог демонстрирует выполнение задания на одном примере. Например: (с показом действий) собака отбежала от дома, собака забежала за дом, собака убежала, собака прибежала….
Ребенок повторяет с другим животным, повторяя уже услышанные глаголы и может придумать свои.
36. «Назови ласково»
Цель: развивать умение образовывать существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
Ребенку предлагают образовать существительные с помощью уменьшительно–ласкательного суффикса. Например: кот–котик, корова–коровка, овца–овечка…
4. Дидактические игры на развитие монологической и диалогической компетентности
37. «Составь предложение о любом понравившемся животном
Цель: развивать умение составлять предложение.
Ребенку предлагают составить предложение о любом понравившемся животном.
38. «Составь рассказ о любом понравившемся животном».
Цель: развивать умение составлять рассказ.
Задача ребенка. Составить рассказ о любом понравившемся животном.
39.«Придумай сказку про этих животных».
Цель: развивать умение сочинять сказку.
Ребенку нужно придумать сказку про данных животных.
5. Развитие высших психических функций
40. «4 лишний»
Цель: развивать мышление, внимание, память.
В игре «Четвертый лишний» ребенку нужно убрать или 1 домашнюю птицу, либо 1 домашнее животное.
41. «Кого не стало?»
Цель: развивать мышление, внимание, память.
В игре «Кого не стало?» педагог выкладывает 5–6 животных, затем 1 убирает. Задача ребенка назвать того кого убрали.
42. «Кто пришел?»
Цель: развивать мышление, внимание, память.
В игре «Кто пришел?» педагог выкладывает 5-6 животных, затем 1 добавляет. Ребенку нужно назвать то животное, которое появилось.
43.«Посади на кубик».
Цель: развивать мышление, внимание, память.
Ребенку необходимо определенно названное животное посадить на кубик определенного цвета.
44. «За какой фигурой спрятался?»
Цель: развивать мышление, внимание, память.
Педагог кладет определенное животное под определенную фигуру. Задача ребенка назвать за какой фигурой спряталось то или иное животное.
45. «Дорожка к домику».
Цель: развивать мышление, внимание, память.
Педагог от каждого животного к домику кладет ленточку (дорожку) определенного цвета. Задача ребенка ответить по какой дорожке пойдет то или иное животное.
Методические рекомендации
Дидактическое игровое пособие «Домашние животные и птицы» предполагает использование детьми с трех до семи лет.
Многофункциональное дидактическое пособи представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Изначально оно было создано для развития речевой компетентности ребенка на определенном речевом этапе. Также данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной и др.).
Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Это пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Многофункциональное пособие «Домашние животные и птицы» используется как средство обучения, развития и воспитания группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Пособие удобно в использовании, имеет яркий и привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения.
Помимо речевой компетентности данное пособие способствует развитию восприятия, мышления, памяти, воображения, обогащению чувственного опыта у детей.
А значит дидактическое пособие «Домашние животные и птицы» может быть использовано как с детьми, имеющими речевую патологию, так и с нормальным речевым развитием.
Пособие адресовано логопедам, психологам, воспитателям коррекционных групп и массовых детских садов, а также родителям.
Планируемые результаты
Предполагаемый результат реализации работы по плану с дидактическим пособием «Домашние животные и птицы» состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа с детьми, родителями, и педагогами коррекционной группы приведет к положительной динамике показателей речевой компетентности детей с общим недоразвитием речи.
Предлагаемый план поможет детям данной категории совершенствовать связную речь и речевое общение, закреплять навыки правильного грамматического оформления речи, развивать фонематические представления, навыки анализа и синтеза. У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества. Будет достигнут положительный результат в развитии высших психических процессов. У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Список используемой литературы
1 Александрова, Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб. : Детство–пресс, 2005. – 48с.
2 Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
3 Бородачева, О. В. Речевая компетентность как психологический феномен // Психология. – Тула, ТулГУ, 2008. – С. 173-180.
4 Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158с.
5 Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева // Педагогическое мастерство. – Москва : Буки–Веди, 2015. – С. 149–151.
6 Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : Аркти, 2002.
7 Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2000. – 318 с.
8 Забровская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск №8.
9 Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно–целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40с.
10 Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., исп. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 279с. : ил.
11 Кабардов, М. К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. – 1996. – №1 – С. 34–50.
12 Колодяжная, Т. П., Маркян, И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М: УЦ Перспектива, 2009. – 144с.
13 Корнеева, И. В. Логопедические игры для детей / И. В. Корнеева. – Ростов н / Д: Феникс, 2015. – 95с.