Елена Колчина
Занятие по развитию речи в младшей группе «Дидактические игры и упражнения с овощами»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения с овощами.
Цель: Учить различать и правильно называть овощи (формировать способность к обобщению); определять предмет по форме (на ощупь); соотносить «вершки» и «корешки»; упражнять в согласовании слов в предложении. Выразительно читать шотландскую народную песенку.
Ход занятия. Воспитатель демонстрирует детям некоторые натуральные овощи: капусту, картошку, огурец (соленый, свежий или маринованный, кабачок и т. п. Затем, используя «чудесный мешочек», вызывает по одному ребенку (по желанию, который определяет только что названные овощи на ощупь. Если ребенок не правильно ответил, овощ возвращают в мешочек. По ходу игры в мешочке постоянно должно быть 6 – 7 овощей, в том числе одинаковых по названию, например 2 картофелины разной формы. Определяют овощи на ощупь 6 – 8 детей.
Публикация «Занятие по развитию речи в младшей группе „Дидактические игры и упражнения с овощами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Кто что любит из овощей? – продолжает педагог. – Кто любит грызть свежую капусту? Есть квашеную капусту?» По ходу ответов детей задает уточняющие вопросы, например: «Ты морковку любишь грызть, как кролик, или предпочитаешь ее в тертом виде со сметаной?» И т. п.
«Где же выросли все эти овощи? – интересуется педагог. Заслушивает ответы детей, помогая им высказанную мысль оформить в правильно построенное предложение.
Воспитатель говорит: «Морковка от того такая красная, что ее солнышко любит. Она ведь острым концом вверх растет. А кабачок такой большой вырос, потому что он в земле как картошка, прячется, люди его не видят, пока не выкопают. Свекла растет на кусте, как помидоры».
Выслушав возражения детей, педагог вздыхает: «Выходит, я все перепутала. Вы лучше меня знаете, что и как растет. Должно быть, я и тут что-нибудь не так сделала?» (Показывает рисунок «неправильного» огорода.)
«Продвигаясь» по рисунку от объекта к объекту, воспитатель узнает от детей, что на картинке не так изображено. Если, скажем, на картинке перепутаны вершки и корешки, но есть возможность показать это в натуре, дети подбирают к овощу его ботву и т. п. Воспитатель следит за речью детей: «Морковкин хвостик где? Рядом с? Около? Между? В верхнем углу рисунка? И т. п.
Затем проводится игра. Педагог делит детей на две группы, которые стоят напротив друг друга на достаточном расстоянии. Воспитатель выбирает девочку из первой подгруппы, ведет ее по свободному пространству, играя роль веселого продавца, в корзинке которого лук, петрушка и морковка. Читает первую часть шотландской песенки «Купите лук» (перевод И. Токмаковой). Дети из второй подгруппы отказываются от овощей, а покупают девочку - шалунью и плутовку.
Педагог выбирает девочку из второй подгруппы, и игра продолжается. Заканчивается занятие, воспитатель угощает детей овощами, которые красиво разложены на большом блюде порезаны по-разному: кружочками, соломкой, треугольниками, цветочками и т. п.
Занятие можно закончить иначе: например, дети восстановившие порядок на огороде воспитателя, приглашаются выпить сок.
«Сок из свеклы – свекольный сок, - напоминает педагог. – Из моркови - … (морковный, из капусты - … (капустный, из томатов - … (томатный, из огурцов - … (огуречный, из картофеля - … (картофельный). Кто какой сок будет пить?»
Воспитатель подсказывает детям разные формы обращений: «Мне, пожалуйста, морковный сок. Сок свежий? Сок холодный? Теплый? Пожалуйста, стакан холодного томатного сока». И т. п.
Обе концовки занятия как самостоятельные игры целесообразно в течение года проводить в свободное время.