Рогулина Юлия
Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.
Тема опыта : «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Сведения об авторе:
Рогулина Юлия Александровна, воспитатель, МОУ «Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»
Условия возникновения, становления опыта.
Публикация «Опыт работы „Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных“» размещена в разделах
В методической литературе представлен широкий материал по развитию словаря прилагательных детей дошкольного возраста, но отсутствует систематизация данного материала по лексическим темам, что является спецификой работы в логопедической группе. Это и натолкнуло на идею систематизировать дидактические игры и упражнения по активизации словаря у детей.
Длительность функционирования опыта : 4 год.
Разновидность опыта : частично-поисковый.
Актуальность опыта.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речи.
Но у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем прилагательных даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Известно, что игра – это эффективное средство в работе с детьми по речевому развитию и активизации словаря у детей. Это обстоятельство указывает на актуальность исследования. Отвечая этой потребности, мною систематизированы игры и упражнения по активизации словаря прилагательных у дошкольников.
Исходя из этого, целью моей работы является возможность использования дидактических игр и упражнений как средство активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Новизна опыта.
Систематизация в использовании дидактических игр и упражнений по активизации словаря прилагательных позволили повысить общий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.
Цель: создание системы игр и упражнений, способствующих активизации словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ проблемы активизации словаря прилагательных, как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Подбор и систематизация игр и упражнений по формированию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня сформированности активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Разработка рекомендаций по использованию авторского опыта в массовой практике.
Педагогические средства, используемые в опыте.
Формы обучения:
- фронтально-подгрупповые занятия по развитию речи;
- игровая деятельность;
- индивидуальная работа.
Средства наглядности :
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игрушки и предметы;
- дидактические упражнения-рисунки;
- настольно-печатные игры;
- учебно-наглядные пособия;
Методы обучения:
- игровой метод: обследование предметов, дидактические игры и упражнения;
- наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин и игрушек, показ образца задания, способы действия;
- словесные методы : рассказ, беседа.
Приемы обучения:
- показ образца;
- объяснение;
- указание;
- исправление;
- пояснение;
- педагогическая оценка.
Технология работы.
На начальном этапе изучила теоретические основы проблемы активизации словаря прилагательных, как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря прилагательных.
В. И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.
Дальнейшее изучение проблемы развития речи дошкольников находит отражение в трудах Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемам изучения речи детей уделяется большое внимание. Дети с общим недоразвитием речи хорошо подбирают антонимы к знакомым словам : большой-маленький, холодный-горячий. Большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым словам, прилагательным, глаголам. В этих случаях дети допускают большое количество ошибок: использование исходного слова с частицей не (сильный-несильный). При выполнении заданий на подбор синонимов дети допускают следующие ошибки: вместо синонима используют антоним (радостный-печальный) или слово противоположного значения с частицей не (сторожить - не сторожить, употребляют слова другой части речи (горе – печальный).
Таким образом, у большинства детей обнаруживается бедность словарного запаса прилагательных, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов.
Для обследования уровня сформированности активного словаря прилагательных мной были использованы методические рекомендации из «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Диагностика была направлена на выявление уровня сформированности активного словаря прилагательных у детей подготовительной к школе группы с общим нарушением речи.
В результате анализа данных, полученных при обследовании активного словаря прилагательных у дошкольников с (Приложение №1, было выявлено, что не один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики без ошибок. Большинство детей не справились с заданием на словообразование : им требовался наглядный пример или помощь взрослого.
При использовании в речи относительных, притяжательных, качественных прилагательных у детей были выявлены следующие ошибки:
1. Называние неологизмов: хвост у зайца – зайцевый, зайкин, зайца; ухо у лисы – лисово, лисы; сок из клюквы – клюковый.
2. Использование смысловых замен на основе недостаточной дифференциации ситуативной связи: куртка из кожи – меховая, пушистая куртка, мяч из резины - мягкий мяч, варенье из малины - ягодное, красное варенье, если днём тепло - день летний, жаркий, вместо «тёплый», если днём пасмурно - день плохой, вместо «пасмурный» и т. д.
Подводя итоги обследования, направленного на изучение активного словаря прилагательных у детей с общим нарушением речи, можно сделать следующие выводы:
У примерно 70% детей сформированность активного словаря прилагательных оказалась на низком уровне: дети не справились с заданием на словообразование, им требовался наглядный пример или помощь взрослого. У многих детей наблюдалось полное непонимание инструкции, отказ от деятельности.
Примерно 30% детей показали средний уровень. С высоким уровнем не было выявлено ни одного ребенка.
На основании сделанных выводов можно сказать, что формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи не сформирован, для этого требуется систематическая поэтапная работа.
По результатам диагностики была выстроена работа по активизации прилагательных у детей с общим недоразвитием речи, разработан план использования дидактических игр и упражнений в работе по активизации словаря прилагательных (Приложение №2).
При планировании системы работы по развитию активного словаря прилагательных учитываются направления в работе воспитателя с детьми (Приложение «№3). Совместно с логопедом участвуя в исправлении речевого нарушения у детей, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляю ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие к ним культурно-гигиенических и других навыков.
К коррекционным задачам воспитателя относятся:
- закрепление у детей речевых навыков в индивидуальной работе по заданию логопеда;
- проведение подгрупповых и фронтальных занятий по развитию речи;
- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- организация работы с родителями.
На подготовительном этапе своей работы подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения по формированию активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
При организации игр и упражнений руководствуюсь принципами (Приложение №4). Весь дидактический материал был систематизирован по разделам работы в соответствии с основными видами деятельности и режимными моментами.
Важным при использовании игр я считаю включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игры и упражнения детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои знания, дает стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками занятия.
Основной этап.
Систематизация (составление картотеки игр и упражнений) и использование дидактических игр и упражнений с детьми по развитию активного словаря прилагательных на занятиях по развитию речи.
На занятиях по развитию речи в течение одного месяца провожу комплекс дидактических игр и упражнений в рамках 3-4 лексических тем (Приложение №5,6). В начале месяца при рассматривании живого объекта, затем нескольких картинок с изображенным на них объектом, детям даются упражнения на развитие активного словаря прилагательных (Приложение №6). Позже - при разборе и пересказе коротких рассказов, задаются вопросы по определению признаков объекта. В конце месяца при воспроизведении детьми коротких описательных рассказов ведется контроль и закрепление использования детьми прилагательных. Подобран и систематизирован речевой материал, который включаю в занятия (Приложение №7). При такой концентрации при определенной теме, своеобразный «лексической замкнутости» есть возможность активизации словаря прилагательных, формирования обобщающих понятий, детального прорабатывания каждой лексической темы, значительного пополнения недостаточного словарного запаса детей, поэтапного формирования у них связной речи. При использовании дидактических игр и упражнений по активизации словаря прилагательных необходимо соблюдать указанные принципы (приложение №4).
Использование пальчиковой игры при развитии активного словаря прилагательных.
Для достижения цели развития активного словаря прилагательных пальцевые упражнения сочетаю с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Предварительно провожу словарную работу, где уточняю словарь прилагательных. Разработала систему пальчиковых игр с учетом лексических тем (Приложение №8).
Использование дидактических игр и упражнений с детьми по развитию активного словаря прилагательных в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда.
Во второй половине дня, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда, идет закрепление материала, выполнение упражнений по развитию словаря прилагательных, в соответствии с лексической темой. При рассматривании предметов задаю вопросы – какое полотенце? (большое, красивое, махровое, полосатое и т. п.) - Какое мыло? (прямоугольное, розовое, ароматное, гладкое и т. п.) – какой стаканчик? (пластмассовый, красный, легкий и т. п.). При подборе слов прилагательных помогаю детям жестами, вопросами противоположного значения («мыло – легкое?», или произнесением начала слова. Весь речевой материал проговариваю громко, четко, медленно, добиваюсь того же от ребенка (Приложение №9).
Использование дидактических игр и упражнений с детьми по развитию активного словаря прилагательных в процессе всех режимных моментов.
Находясь с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, имеется широкая наглядная база для формирования и развития активного словаря прилагательных у детей. Работая с детьми в продолжение всего дня, имеется возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому название предметов и их признаков требует особой подготовки. Прежде всего, необходимо побуждать детей слушать и слышать педагога, необходимо проводить словесные упражнения в духе соревновательности, вызывать интерес к ним, например, задавая вопросы: «кто больше придумает слов?», «кто быстрее ответит на вопрос?» и т. п.
Работа по активизации словаря прилагательных продолжается в умывальной комнате. Например, детям предлагается игра – соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, какое полотенце, какая вода и т. п. В уголке природы можно попросить детей ответить, какой аквариум, какие рыбки, какое растение и т. п. На улице, во время прогулки, детям задаются вопросы: «какое небо?», «какое солнышко?», «какой снег на участке?», «какие листья лежат на земле?» и т. п.
Для таких словесных упражнений не следует каждый раз собирать всю группу, достаточно объединить для этой цели 2-3 детей, или побеседовать с ребенком индивидуально. Необходимо следить за тем, чтобы дети отвечали с желанием, всегда с положительными эмоциями.
В течение дня внимательно слежу за речью детей и исправляю их ошибки, не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно исправлять все ошибки детей корректно. Не допустимо передразнивание ребенка, высмеивание его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это сделать незаметно от остальных. Исправление грамматических ошибок в речи детей на занятиях, во-первых, ограничено временем и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать со стороны воспитателя неуместны; во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и, незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно; в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на грамотную, четкую речь.
Поэтому в ходе занятия я фиксирую ошибки моментально, к исправлению грамматических неточностей привлекаю всех детей, исправляю грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений ребенку при активизации словаря прилагательных.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе педагогов в группе и родителей. Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как воспитатель общается с родителями ежедневно. На протяжении учебного года провожу консультации для родителей, индивидуальные беседы, подготавливаю и оформляю наглядный материал по развитию словаря в папках-передвижках (Приложение №10,11,12). На открытых занятиях для родителей демонстрирую проведение упражнений, игр по данной теме (Приложение №5,6).
Результатом опыта является то, что использование специальных игр и упражнений качественно повлияло на процесс развития речи детей: увеличился объем активного словаря прилагательных не только по количеству, но и по качественным показателям. (Приложение №13). По результатам диагностики на конец учебного года больший процент детей (54%) вышли на средний уровень по овладению прилагательными большая часть заданий выполняется верно, имеющие место ошибки исправляются самими детьми после уточняющих вопросов педагога. Меньший процент детей (10%) вышли на высокий уровень: отмечаются редкие грамматические ошибки, которые исправляются иногда самостоятельно, либо с помощью наводящих вопросов. В целом у детей повысилось чувство контроля за собственной речью. Таким образом, использование специально подобранных игр и упражнений позволяет эффективно развивать активную речь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе и работе с родителями, направленных на активизацию словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи, будет способствовать предупреждению нарушений письменной речи у данной категории детей, более эффективному освоению программы по родному языку в школе.
Для оценки динамики была проведена итоговая диагностика обследования активного словаря прилагательных (Приложение №13). Также была проведена сравнительная диагностика уровней сформированности словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (Приложение №14, из которой видно, что, в отличии от начала года, процент детей с высоким уровнем увеличился. Также повысилось количество детей со средним уровнем, а с низким уровнем – снизилось. В целом у детей повысилось чувство контроля и самоконтроля за собственной речью.
Результативность опыта.
Результатом опыта является то, что систематизация и использование дидактических игр и упражнений по активизации словаря прилагательных позволили повысить общий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также работа с родителями по данному направлению, позволило улучшить речь детей.
АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА.
Технология представленного опыта поможет развить активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
Описываемый опыт может оказаться полезным как для воспитателей логопедических групп, работающих с детьми с общим недоразвитием речи, так и воспитателям групп общеразвивающего вида.
Несколько советов будущим пользователям опыта :
- закреплять и активизировать словарь прилагательных у дошкольников следует в дидактических играх и упражнения, систематизированных в соответствии с лексическими темами;
- работа по активизации словаря прилагательных должна проводится, как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах;
- четкость, краткость инструкций и вопросов педагога при организации дидактической игры, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи – все это облегчает и улучшает усвоение ребенком словаря прилагательных;
- при аграмматизмах в речи ребенка, исправлять ошибки следует корректно.