Надежда Дроздова
Дидактические материалы на основе мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические материалы
на основе мнемотехники
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 6» г. Перми
Дроздова Надежда Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вводная часть
Дошкольный возраст характеризуется наглядно-образным мышлением. В этом возрасте ребенок овладевает сенсорными эталонами, символами, знаками. Наиболее эффективно знаковая система может быть представлена в наглядных моделях, схемах, таблицах. Л. Венгер, А. Запорожец, Ж. Пиаже и др. исследователи отмечали необходимость развития у ребенка способности к замещению, различным преобразованиям, умению находить взаимосвязи, что способствует развитию воображения, памяти. Развитие памяти неразрывно связано с мышлением, которое опирается на образы: чем больше образов хранится в памяти ребенка, тем разнообразнее, точнее мысленное оперирование ими. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Публикация «Дидактические материалы на основе мнемотехники» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Т. В. Большова придает особое значение в работе с детьми дошкольного возраста по развитию памяти, мышления, речи, воображения использованию в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения. Мнемотаблицы позволяют перекодировать информацию, т. е. преобразовать абстрактные символы в образы. На основе закодированных символов ребенок приобретает опыт запоминания информации, воспроизведения образов, которыми он может мысленно оперировать.
Использование мнемотаблиц актуально в каждом периоде дошкольного возраста. Но особое значение оно приобретает в работе с детьми от 3-х до 5-ти лет.
Цель. Развитие образного мышления, памяти, воображения, речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники.
Задачи:
Знакомить на основе таблиц с характерными особенностями объектов и явлений, учить соотносить со знаковым (схематичным) изображением
Содействовать развитию у детей умения классифицировать, обобщать, делать простые умозаключения,
Обучать последовательно рассказывать с опорой на наглядность (мнемодорожку)
Воспитывать у детей интерес к произведениям художественной литературы
Прогнозируемый результат. Повышение уровня развития психических познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, речь. Готовность к продуктивным самостоятельным действиям, умение использовать накопленный опыт в новой обстановке, на новом материале.
Методика использования дидактических материалов
Т. В. Большова в пособии «Учимся по сказке» предлагает следующую последовательность использования мнемотаблиц вы работе в детьми дошкольного возраста:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ произведения с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.
При этом пересказ произведения могут вести сами дети прибегая в незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах) или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах.).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки или произведения основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (или произведение) «спряталось» в таблице? Про кого эта сказка?»
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы и мнемодорожки, т. к. у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: «Солнышко желтое», «Девочка с бантиком», «Кроватка с цветным одеялом», «Кошка серая» и т. д.
Опорным в таблице является изображение главных героев в сказке-произведении, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки (произведения, содержание которой «завязано» вокруг ее главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явления природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать все то, что посчитается нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Возможность использования мнемотаблиц достаточна широка. Кроме занятий по развитию речи, где происходит обучение последовательному рассказыванию, развитие воображения при воссоздании образа посредством слова, мнемотаблицы можно использовать при ознакомлении с окружающим при обобщении, классификации объектов окружающего мира. Мнемотаблицы результативно использовать при закреплении последовательности действий и явлений в повседневной жизни (одевания, умывания, распорядке дня, смене частей суток, играх, выполнении поручений и др.).
Описание опыта
Опираясь на методические разработки Т. В. Большовой «Учимся по сказке» по развитию мышления дошкольников с помощью мнемотехники, я разработала свои мнемотаблицы по литературным произведениям.
С детьми младшего дошкольного возраста эффективнее использовать на начальных этапах мнемодорожки, которые несут информацию в небольшом количестве. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения, актуальные для детей данного возраста.
Например, при разучивании с детьми песенки «Тили-Бом», я изобразила в таблице горящий дом, Кошку, Курицу, Лошадку, Зайку, Собачку (См. ч. 2 «Дидактические материалы»). Первоначально дети при помощи воспитателя запоминают последовательность песенки и воспроизводят ее в дальнейшем самостоятельно с опорой на картинки мнемодорожки.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым стоблом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
При заучивании шотландской песенки «Купите лук» я повторяю с детьми по мнемотаблице названия овощей (зеленый лук, петрушка, морковка). Схематично отрабатываю с детьми приставку «НЕ» - зачеркивание изображения того овоща, который не нужен.
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Значение мнемотаблиц в развитии речи очень велико, так как они способствуют развитию многих психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышление и непосредственно речи.
Произведение Л. Воронковой «Маша-растеряша» и произведения многих других авторов можно использовать в нескольких направлениях, не только по развитию речи, но в социальном развитии, ознакомлении детей с окружающим. В социальном развитии – обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, правилам этикета. При ознакомлении с окружающим дети знакомятся и закрепляют названия одежды, мебели, животных, объединяют их в группы, т. е. классифицируют, обобщают.
Через литературные произведения я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью я использую обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу беру на себя: показываю и довожу до детей то содержание, которое я вложила в таблицу.
Знакомя детей с явлениями природы, читаю им стихи, показываю мнемотаблицы со схематичными изображениями явлений природы, на основе которых дети соотносят реальные явления с их символами и словесными образами, созданными поэтами. Данная работа позволяет подвести детей к осознанию элементарного понятия «сезон как время года».
Размер мнемотаблиц может быть различным, но для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются таблицы на 4 клетки 2х2, на 9 клеток 3х3.
Заключение.
В результате использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста приемов мнемотехники, было отмечены качественные изменения мышления, памяти, речи, воображения детей. Эти данные были зафиксированы при помощи наблюдений, бесед, позволяющих выявить уровень актуального развития детей. Дети легче запоминают при помощи мнемотаблиц стихотворения, самостоятельно их рассказывают, могут без помощи взрослого составить рассказ, опираясь на схематичный план (мнемодорожку, придумывают различные определения при описании игрушки. Достаточно быстро приобретают навыки самообслуживания (при одевании-раздевании, умывании и т. п., приобщаются к правилам этикета, к нормам общепринятого поведения в обществе (умение играть вместе, убирать на место игрушки и др.)
В перспективе хочу разработать мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста, так как обучение на основе приема мнемотехники значительно сокращает время обучения при получении новых знаний, позволяет применять эти знания в новых условиях, оперировать образами на основе символов.
Дидактические материалы
Мнемотаблицы и дорожки
При ознакомлении с явлениями природы (зима)