Светлана Кондратова
Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (слайд 1).
Начну словами выдающегося советского педагога
Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 2)
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Публикация «Материалы педагогических чтений имени К, А, Миксон» размещена в разделах
Дети начинают рисовать, еще не умея говорить. Малыш проводит свою первую линию, ему интересен сам процесс: от его действий на листе бумаги остаётся какой-то след. Это же чудо! (слайд 3)
Самое главное, чтобы этот интерес не угас. Становясь старше, у детей возникает страх перед чистым листом бумаги. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется: они не умеют, и у них ничего не получится. Как же преодолеть этот страх? Один из способов, открыть ребё нку маленький секрет: «Все люди, а тем более дети умеют рисовать, только некоторые об этом либо не знают, потому, что им никто не открыл этот секрет, либо забыли, потому, что они стали слишком взрослыми.
Почему то, о чём я сейчас говорю, так важно? (слайд 4)
По моему мнению, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность развивает - интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику; учит - думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Опыт работы с детьми показал, что во время занятий по изобразительной деятельности в работах детей недостаточно фантазии и творчества. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец!
Поэтому приоритетным направлением моей работы стала: (слайд 5) «Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Данная тема представляет особую актуальность, так как: (слайд 6)
- развивает стремление к новому, более творческому отражению ощущений,
- формирует выражение собственных мнений;
- совершенствует всестороннее и гармоничное развитие детской индивидуальности,
- способствует развитию поистине творческой личности.
О нетрадиционных техниках рисования и системе построения занятий я узнала из методической литературы, что послужило материалом исследований по данной теме: (слайд 7)
1. М. Озеровой «О детском рисовании»
2. А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
3. И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,
4. Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
5. Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»
6. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»
(нетрадиционная техника, сценарии занятия, планирование).
С помощью данной литературы, я определила цель дальнейшей работы: (слайд 8)
- создать условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Для развития творчества и системы знаний поставила перед собой следующие задачи:
- познакомить с различными видами, способами, приёмами, техниками нетрадиционного рисования;
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство прекрасного.
Уже в самом начале работы я с большим удовольствием отметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развиваются познавательные способности, самостоятельность. Ребята становятся раскованнее, непосредственнее, смелее, что позволяет им не бояться нарисовать что-то не так, могут ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества.
Уместно здесь будет вспомнить высказывание Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 9)
«. процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
Важным, на мой взгляд, является и то, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Нетрадиционные техники рисования дают возможность использовать необычные сочетания материалов и инструментов (слайды 10-11). Сколько
вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Для этого в группе, в центре изобразительной деятельности мной подобран необходимый материал : тычки с кончиками из ватно-марлевых и поролоновых шариков; палочки для процарапывания; трубочки от коктейля для выдувания; корковые пробки, пластмассовые крышки, различные трафареты, оттиски для печати; нити разной толщины; зубные щётки, расчёски, свечи. Перечислять можно много, самое главное то, что возможность выбора материалов и фантазия безгранична. Разнообразие и множество способов техник нетрадиционного рисования дают возможность детям быстро достичь желаемого результата.
Свою работу я начинала по принципу «от простого к сложному» :
-рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками (слайд 12);
-монотипия; по сырому листу; свеча+ акварель (слайд 13);
-тычок жесткой полусухой кистью; печать листьями (слайд14);
-обрывание бумаги; кляксография (слайд 15);
-цветной водой на снегу (слайд 16);
-рисование на ткани в технике «батик» (слайды 17-18);
-пластилинография (слайд 19);
-работа с коллегами в ДОУ (слайд 20).
Работая с детьми, обязательно сотрудничаю с их родителями (слайды 21-22). В процессе работы над темой по техникам нетрадиционного рисования провела:
- для родителей собрание: «Значение рисования в жизни ребёнка»;
- презентацию: «Занимательное рисование»;
- консультации: «Как научить ребёнка рисовать (игры с красками); «Памятка для родителей – не талантливых детей не бывает (советы родителям);
- круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»,
где на практике родители смогли познакомиться с видами и способами разных техник, а вместе со своими детьми нарисовать картины «Мой любимый герой сказки». Важными и безусловно приятными являются выставки детского рисунка, они очень радуют детей и родителей, ребята становятся успешнее.
Из всего сказанного следует, что в свободное время ребята смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, а с каким восторгом и желанием дети обсуждают свои работы, оформляют их в рамки, альбомы.
Благодаря таким способам рисования, дети не боятся: ошибиться, обретают уверенность, чувствуют себя маленьким художниками, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Любая деятельность должна быть результативной и направлена на дальнейшие перспективы (слайд 23) :
- продолжать работу по освоению новых техник нетрадиционного рисования;
- совершенствовать умение детей объединять в одном рисунке несколько видов техники нетрадиционного рисования;
- развивать интеллект, творческую активность, умение нестандартно мыслить в своих рисунках;
- воспитывать целеустремлённость, творческую самореализацию.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей (слайд 24).
Это лишь малая часть в нетрадиционной технике, которую я представила в своём докладе. Огромный выбор и сегодняшние возможности дают повод для дальнейшей работы и творчества вместе с детьми. Всё в наших руках, будем творить!
Благодарю за внимание! (слайд 25)