Татьяна Величко
Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи: гласные и согласные звуки.
Согласные звонкие и глухие; твердые и мягкие.
[/b]
При знакомстве со звуковой стороной речи, при работе со звуками дети сталкиваются с определенными трудностями. Чтобы их преодолеть, я сделала дидактические пособия – подсказки, с помощью которых можно и играть, и запоминать материал.
Публикация «Дидактические материалы по формированию звуковой культура речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
При использовании традиционных отдельных синего и зеленого домиков, да еще когда дополнительно говорим о звонкости/глухости, дети путаются в этих понятиях. А в результате использования совмещенных домиков работает хорошая схема, и дети правильно характеризуют звук.
Кроме того, я придумала небольшие стихи для легкого запоминания материала.
Вот что у меня получилось:
Сначала учимся отличать гласные от согласных – обращаем внимание на красный домик для гласных звуков и домики с синей крышей для согласных звуков.
Гласный звук легко поется
А-А-А, О-О-О, У-У-У – как песня льется,
Э-Э-Э, И-И-И, Ы-Ы- Ы – пропой и ты,
Дом их красный, посмотри!
Если звуки не поются,
То согласными зовутся.
И жужжанье, и шипенье,
Рокот, шепот, свист и рык –
Звуки эти издаются,
Когда работает язык!
Согласные звонкие и глухие
На следующем этапе работаем с согласными звуками (домики с синими крышами): учимся отличать звонкие и глухие согласные. Если звук звонкий, то «селим» его в дом с колокольчиком, если глухой – то «селим» в дом, где колокольчик зачеркнут. Я придумала для легкого запоминания стих-подсказку, и дети с его помощью без особых затруднений научились различать звонкие и глухие согласные.
Как не запутаться, как различить
Звонкий звук или глухой?
Чтоб быть уверенным, я приложу
К шее свою ладонь.
Если голос спокойно спит
В домике своем –
Это звук глухой согласный, будь уверен в нем!
Если голос не спит, бушует,
Стенки дома дрожат –
Это звук звонкий согласный, его легко выделять!
Согласные твердые и мягкие
И последний этап – учимся различать согласные твердые и мягкие. Обратите внимание, что половина для твердых звуков синего цвета, но чтобы ассоциации были ярче, я сделала кирпичные ступеньки и кирпичную стену. Для мягких звуков – ступеньки и стена из перышек. Это очень помогает не путаться при «заселении» звука в дом. И опять короткий и содержательный стих-подсказка нам всегда поможет:
Как не запутаться, как отличить
Твердый и мягкий звук?
Если он нежный и ласковый
Как первая зелень вокруг
То это - не сомневайся – мягкий согласный звук!
Если же злой и жесткий
Как синяя глыба льда,
То это - согласный твердый
Звук вырвался изо рта!
Таким образом, с использованием трех пособий – домиков мы сразу даем полную характеристику звука: гласный/согласный, согласный звонкий/глухой, согласный твердый/мягкий.
А закрепляем мы полученные знания тоже в игровой форме: рассматриваем картинки, думаем и анализируем слоги и слова (сначала короткие – бинт, бант, затем длинные) и для каждой картинки ищем свой вагончик. Кстати, большое колесо у паровозика раскрашено таким образом, чтобы можно здесь же повторить цвета радуги.