Татьяна Бражникова
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Обозначена актуальность и необходимость данной работы в современном ДОУ.
Публикация «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: экологическое воспитание, дидактические игры
Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольников. Сложная экологическая обстановка в мире вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать игры, как средство формирования экологических знаний.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка. Играя, малыш познаёт многоликий мир природы, учится общаться с животнымит и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Работая над темой «Использование дидактических игр при формировании у детей основ экологического воспитания», мною была поставлена цель: формировать у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в детстве; обогащать игровой опыт ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- формировать экологическую культуру через наблюдения, игры, исследования, выставки, беседы, экопоходы;
- формировать навыки поисковой деятельности;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;
- закреплять и расширять знания детей о жизни растений, их средой произрастания, о животных, их средой обитания, о неживой природе, природоохранными мероприятиями.
Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, нужен тщательный отбор и анализ игрового материала. Поэтому в своей работе придерживалась следующих требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников :
1. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
4. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют выполнять не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития дошкольника.
5. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
При выборе направления руководства экологическими играми учитывался тот факт, что основная роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе и поэтому выстраивала педагогический процесс таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Исходя из возрастных особенностей детей, подбирала дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребёнка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включала игрушки, разнообразный природный материал, использовала готовые настольно-печатные игры. Также использовала дидактические игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. Например, такие игры : «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди такой же» и другие. Подобные игры полезны ещё потому, что они предполагают различные формы организации детей (групповой и подгрупповой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производила таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Для удобства использования дидактических игр объединила их в три группы, в зависимости от решаемых при их использовании задач.
При проведении дидактических игр для обогащения экологических представлений придерживалась следующих положений:
1. Дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряжённость в учебном процессе. В результате их усилия направляются на познавательную деятельность.
2. В дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и другие, а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
К этой группе можно отнести такие дидактические игры как «Живая – неживая природа», «Почему так бывает», «Природное и рукотворное», «Кому, что нужно», «Соседи на планете», «Путешествие по временам года», «Живые цепочки», «Кто с кем дружит» и другие.
Серия дидактических игр для восприятия эмоционально-ценностного отношения к природе включает в себя два блока:
1. Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней).
2. Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
К этой группе можно отнести такие дидактические игры как «Хорошо-плохо», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится», «Растения и животные Красной книги», «Что было бы, если бы исчезли леса» и другие.
Следующая группа дидактических игр – это для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
К этой группе можно отнести следующие дидактические игры : «Скорая помощь», «Кто к кормушке прилетел», «Помоги растениям», «Кому, что нужно», «Служба спасения», «Посади растение» и другие. Такие игры проводились по подгруппам, в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детьми трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами.
Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Литература:
1. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2005
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – И. : Сфера, 2005
3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. – М., 1998