Татьяна Харламова
Сказкотерапия в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры,тем выше в дальнейшем её уровень. Главной задачей экологической работы в ДОУ и родителей-научить видеть и понимать красоту родной природы,бережно относиться ко всему живому,передать определённые знания в области экологии. Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Нехватка общения детей с природой оборачивается в последствии чёрствостью,безнравственностью и неуважительном отношением ко всему живому. Замыкаясь на телевизорах,компьютерах,современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающим миром.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работу по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,которые окружают ребёнка,необходимо начинать как можно раньше,используя при этом новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания,а формировать способ мышления,необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. На сегодняшний день экологическая грамотность,бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения,проведение опытов,чтение художественной литературы на экологическую тематику,прогулки и экскурсии,игровые обучаюшие ситуации,экологические занятия,воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.
Для экологического воспитания сказка-относительно новое явление :она как бы противоположна природной действительности.
В сказке всё возможно,в ней происходят нереальные события,чудесные превращения. Сказка,представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками,сильно воздействует на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдению за живыми объектами в природе. Сказки помогают понять природу,взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями,их взаимосвязями,с некоторыми понятиями экологии,проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Экологические сказки помогают сделать экологическое воспитание более занимательным и разнообразным. Всем известно,что дошкольный возраст-это возраст сказок. Сказка-наиболее любимый ребёнком литературный жанр. Сказка близка ребёнку по мироощущению,ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Экологические сказки-самый доступный,на мой взгляд,способ передачи о явлениях природы,о животных,растениях и окружающем мире. Что,как,не сказка,может в увлекательной форме и доступными словами представить взаимосвязь людей с природой,их поступки,судьбы и в самое короткое время показать,к чему приводит тот или иной поступок героя,именно через сказки,обращённые к сердцу ребёнка,он получает глубокие знания об экологических проблемах и способах их решения. Конечно,детям ещё не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую,в ней есть только волшебные образы,к которым ребёнок определяет свои симпатии.
В ненавязчивой форме,являясь как бы героем сказки,ребёнок узнаёт тайны животного и растительного мира,о сезонных явлениях природы,временах года,или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка,а цветок,раскрыв свой зонтик,прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке. Лёгкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок-развивает уверенность в себе,способность принимать позицию другого,нести диалог,сочувствовать и сопереживать.
По мнению профессионалов,именно в экологических сказках удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка. Через сказки удаётся привить не только любовь к природе,но и осознание необходимости её охраны,гражданской ответственности.
«В самой природе многое сродни чуду. Скользнувший луч,цветок,росинка на нём реальны,но в их соединении вдруг рождается то,что человек называет «сказочной красотой».
Поэтому так естественно желание именно через сказку говорить с детьми об окружающем нас мире.»Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста:при проведении игр,экскурсий,различных праздников,мероприятиях.
Педагогов сказки привлекают своей универсальностью. Во-первых,это информативность экологической сказки. Особенно,если речь идёт о малышах. Экологические сказки должны быть информационно ёмкими,но не следует и перегружать их. Иногда достаточно одного,двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том,что сказки должны быть доступны детям,а изложение-отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приёмы и атрибуты. к которым дети уже привыкли. Можно предложить детям «превратиться»в деревья,камни,животных,капли воды или пылинки,затем они рассказывают как чувствовали себя в том или ином образе. Беря на себя ту или иную роль,ребёнку предоставляется возможность проиграть различные типы поведения.
Во-вторых,сказка безгранична. Дополняя,изменяя,обогащая сказку,ребёнок преодолевает самоограничения и дополняет и обогащает свою жизнь. В-третьих,сказка феерична. Педагог может использовать различные куклы,костюмы,музыкальные инструменты,художественные продукты деятельности. В-четвёртых,сказка эмоциональна. В процессе занятий ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд,укрепляя свой социальный иммунитет. В-пятых,сказка мудра. Сказкой можно передать ребёнку,родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Среди многочисленных сказок для детей существуют удовлетворяющие требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера,рассказы В. Бианки например,в рассказе «Чей нос лучше» раскрываются способы питания птиц и приспособления к добыванию корма,В. Танасийчука,Л. Толстого,Г. Пришвина-на них построены многие экологические программы для детей младшего возраста. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.
Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Ещё Сухомлинский писал: «Нет,наоборот…Сказка неотделима от красоты…Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом,но и сердцем. И не только познаёт,но и откликается на события и явления окружающего мира,выражает своё отношение к добру и злу.»
На экскурсиях,на природе,на дачных участках,в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное,пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты,сопереживать и размышлять,нужно использовать экологические сказки.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки,сочинённые самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира,-значит,можно сказать что он научился мыслить»(Сухомлинский).
С помощью сказкотерапии мы помогаем воспитанникам осознать :насколько красива,хрупка и насколько ранима природа,а также как её можно и нужно беречь. Сказкотерапия является эффективным средством воспитания и обучения,способствующим экологическому развитию дошкольников.