МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Ирина Николаевна Карасева
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нём.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Публикация «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Экспериментирование –активный способ изучения окружающей природы, т. к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.

В дошкольном возрасте экспериментирование, как деятельность вызывает у детей истинный интерес, т. е. сам процесс проведения опыта, а также результат, где дети наглядно удостоверяются в происхождении явлений неживой природы, в свойствах и качествах компонентов неживой природы, учатся устанавливать причинно - следственные связи.

Экспериментирование – это как раз именно такая деятельность, включающая в себя поиск и познание, активное осмысление явления и концентрацию полученных знаний.

«Нефтяная речка»

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалитьнефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»

Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.

Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть дети попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

«Птицы и нефть»

Цель эксперимента : помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)

Ход эксперимента:

Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

«Свалка и дождь»

Цель: показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву и, как долго почва остается загрязненной.

Материал: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.

Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы или брать воду из колодца, если они находятся рядом с заводом, фабрикой или свалкой.

ЧТО ТАКОЕ КИСЛЫЙ ДОЖДЬ

Время, в которое мы живем, — особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. А ведь главное правило экологии говорит : В ПРИРОДЕ ВСЁ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. И всюду, где люди о нем не думают, природа сама напоминает им это правило.

На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие еловые и сосновые леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной и чистой водой. В этих озерах и в реках, которые из них вытекают, водятся вкусные и ценные рыбы — лососи и форели. Шведы очень гордились своими озерами и реками, не давали их загрязнять и замусоривать.

И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. А затем начала болеть в озерах рыба. В чем дело?

Ученые проверили воздух над лесами и воду в озёрах. И оказалось, что в облаках над Швецией много серной кислоты — вещества, которое вредно и для растений, и для животных. Вместе с дождем эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и корни деревьев, а потом с ручьями уходила в озера и реки. Ученые так и стали говорить — «кислые дожди».

А как же могла попасть в облака серная кислота?

- С дымом фабрик и заводов, — ответили ученые.

Но в Швеции не так уж много заводских труб, и дым в них очищается специальными фильтрами. Не могут они наделать столько вреда. В чем же дело? И тогда ученые заметили, что серная кислота появляется в воздухе, когда ветер дует с юга, из-за моря.

А там, в других странах, во многих сотнях километров от шведских лесов построили множество заводов. Чтобы не отравлять рядом воздух, над ними ставят огромные трубы, которые выбрасывают дым высоко в небо. Ветер подхватывает его и несет за море. Значит, чтобы в Швеции не высыхали леса и не гибли озера, нужно, чтобы и в других странах люди поставили фильтры на трубы своих заводов. Ведь на всю Землю у нас одна природа, и, если люди портят ее в одном месте, она станет гибнуть и в других.

Да что заводы — теперь даже корабли могут быть опасны для природы.

В. Танасийчук

НЕФТЬ В МОРЕ

Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.

Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара — он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударяли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.

Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.

Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам — ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.

Потом настала очередь мелководных ракушек — мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли — они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.

Закрылись на берегу курорты и гостиницы — никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа еще раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

В. Танасийчук

ОТ ЧЕГО ПОГИБЛИ КИТЫ

Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для нее бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для нее прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.

Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочел в газетах о беде, случившейся у далеких берегов. Там стала гибнуть киты. Их осмотрели ученые и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами мам просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал — а ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.

По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом все сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.

Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Дли этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.

В. Танасийчук

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность дошкольников»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность дошкольников» Чтоб все лучше понять и осознать, сделать верный вывод детям лучше всего понаблюдать или провести опыт (эксперимент) и тогда все становится.

Игра в экологическом воспитании дошкольников На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников В нашей группе недавно появилась мини лаборатория «Почемучка» Цели: создание условий для проведения физического эксперимента, для развития.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Родительское собрание «Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ и дома» Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ и дома (родительское собрание) Детское экспериментирование – это один из ведущих видов.

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников Моделирование в экологическом воспитании дошкольника. Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же.

С любовью к природе, или Об экологическом воспитании дошкольников Статья «С любовью к природе». Воспитатель МБДОУ «Соболенок» Морокова Татьяна Константиновна. Какая притягательная сила заключена в том,.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 14:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Карасева (УИ 871740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД