степанова сардана
Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей
Организация экологической тропинки
Публикация «Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Наш детский сад «Кунчээн» эколого-оздоровительное направление считает одним из приоритетов в обучении и воспитании дошкольника и систематически занимаемся этим уже в протяжении 15 лет.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы и условий, в которых находится ребенок.
Мы создали необходимые условия для данной работы: оформили наш детский сад, начиная с прихожей, групповые комнаты, музыкально-спортивный зал в национальном стиле с видами нашей родной природы, эколого-развивающую среду - познавательную экологическую тропинку внутри здания и на участке детского сада.
Приступая к оформлению экологической тропинки, прежде всего, следует определить, как именно можно его использовать для оздоровления и воспитания детей. Участок экологической тропинки должна быть удобна для организации наблюдений и за растениями, и за трудом взрослых, которые ухаживают за ними. (При этом дошкольники оказывают посильную помощь).
Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. Оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность детей. Оборудование тропы - это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды. Экологическая тропинка начинается с прокладки маршрута тропы и составления картосхемы.
Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружок бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другой.
Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у детей экологической этики. Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной, лучше для детей использовать разные символы, рисунки. Для повышения интереса детей педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки» - наиболее интересного сказочного героя. Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.
Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропинки побуждают детей не только использовать свои знания, но и самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах.
На детей дошкольного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда дошкольников по защите и улучшению природного окружения. Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц.
Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. Дошкольники могут заложить в зоне маршрута тропы аптекарский уголок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения.
Таким образом, у детей формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Экологическая тропинка – это своеобразный маршрут, по которому дети идут с определенной целью. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию Она состоит из ряда видовых точек – объектов. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют
задания сказочного героя – хозяина тропинки. Хозяин тропинки может посылать детям письма-задания, участвовать в экологических праздниках.
Краткая характеристика маршрута экологической тропинки внутри здания:
1 точка. «Уголки природы в группах».
Показать разнообразие растений, животных, кратко рассказать о повадках зверей, птиц, откуда они родом. Беседы с детьми, о том, как ребята из этой группы ухаживают за растениями и животными. Рассмотреть календарь природы – чем он отличается от календаря природы в других группах. Показать разнообразие камней, плодов, семян и другого природного материала. Сравнивание комнатных цветов по высоте, листьям, цветкам и т. п. Обратить внимание, в каком месте они лучше растут – в светлом или темном. Нужны ли им вода и тепло? Знакомство детей с правилами поведения в лесу.
2 точка. «Выставка работ».
Рассмотреть экспонаты, работы детей, родителей и работников детского сада.
3 точка. «Картинная галерея-времена года».
Здесь есть картины наших односельчан, где изображены разные времена года и живописные места нашего села. Рассмотреть картины, обратив внимание детей на те особенности, которые необходимы для понимания тематики занятий. Закрепить представления детей о живописных жанрах – пейзаже и натюрморте. Развивать эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную художником
4 точка. «Фитобар».
Знакомить детей с лекарственными растениями, из которых дети пьют чай. Показать детям их изображения и сухие травы.
5 точка. «Экологическая библиотека».
В этой комнате на протяжении всего учебного года проводятся беседы и чтение коротких рассказов о природе и животных, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми, рассматривание книг с его иллюстрациями. Полученные знания закрепляют и углубляют представление о природе.
6 точка. «Оранжерея».
В оранжерее собрано много разнообразных растений. Располагать цветы следует так, чтобы ребенок мог подойти к ним, полюбоваться ими, понаблюдать за ними. Важно познакомить детей с правилами обращения с растениями. Организуя деятельность по уходу за растениями, делается акцент на необходимость заботы о них, помощи им. Акцентируется внимание детей на том, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей помощи. Общаясь с природой, дети не только приучаются заботиться о ней, но и становятся добрее. Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
7 точка. «Мини-огород».
Познакомить с огородными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что нужно для роста растений. Дети под руководством воспитателя сажают рассаду овощей и цветов. Уже в феврале на подоконниках высаживаем огурцы, зелень и наши дети в первый весенний праздник пробуют сами и угощают своих родителей. Наблюдают за их ростом, изменениями и развитием от семени до семени, сравнивают темпы и особенности роста и развития. Определяют способы ухода за ними. В дальнейшем опытным путем выявляется зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании. Работа на мини-огороде расширяет знания и помогает воспитывать у дошкольника трудолюбие и уважение к труду.
8 точка. «Центр песка и воды».
Продемонстрировать отдельные свойства песка и воды. Провести элементарные опыты и игры.
9 точка. «Мини-лаборатория».
Рассмотреть массовый материал для экспериментирования, провести краткие и простые опыты. Понаблюдать за тем, как прорастают растения или за другими долгосрочными опытами. Опыты организуются только по желанию ребенка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Результаты опытов обсуждаются в ходе дискуссии за круглым столом: дети рассказывают о том, кто что делал, что у кого в итоге получилось, анализируют результаты опытов. Задача воспитателя – подготовить ключевые вопросы, которые поддерживали бы активность детей. В ходе дискуссии обязательно обсуждаются ошибки, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
10 точка «Фольклорная комната».
Знакомство с тем, как использовали природу наши предки, с домашними животными, с национальными традициями, изделиями из природного материала. Все собранные предметы используются на занятиях, а также при проведении экологических и фольклорных мероприятий, праздников.
Такая система предоставляет хорошие возможности для работы с детьми по разным темам, для учета возрастных особенностей ребят. Кроме того, в одно и то же время разные группы ребят ходят разными маршрутами.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Поэтому наш коллектив сделал закладку прогулочно-познавательной экологической тропинки на природе «Зеленый маршрут». Тропинка состоит из -ти точек-маршрутов. Экологическая тропинка – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Хотелось бы включить в тропу как можно больше полезного и интересного детям. Мы попытались соединить в тропе несколько функций: познавательную, оздоровительную, трудовую, эмоциональную.
Краткая характеристика маршрута экологической тропинке на участке.
1. Точка «Цветник».
Цветник - украшение на территории дошкольного учреждения. Здесь дети отдыхают во время похода по экологической тропинке, читают короткие произведения и стихов о природе. В цветнике высажены цветущие растения нескольких видов. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур : семя проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста, цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны неодинаковые условия. Молодое растение слабое, хрупкое, с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его. Знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, стебель, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
Дети с интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.
3. Точка «Питомник цветущих деревьев».
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев: знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, ветки, листья) и назначение всех органов. Погодные условия круглый год неодинаковы – они меняются по сезонам. Деревья приспосабливаются к жизни в меняющихся условиях. Молодое растение слабое, хрупкое, с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его. Должны знать их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, ветки, листья) и назначение всех органов. Должны знать, что все растения живые существа, им нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
Человек в трудные моменты помогает деревьям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву.
У детей развивается познавательный интерес к деревьям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании деревьев – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Дети учатся связывать красоту деревьев с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать деревья как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для деревьев (полив, перекопка земли и пр.).
4. Точка овощной огород «Пчелка».
Познакомить детей с огородными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что нужно для роста растений. В огороде выращиваются неприхотливые и интересные для наблюдения овощи (морковь, свекла, редис и т. д.). Дети под руководством взрослых сажают овощи и растения. Показать, как человек использует культурную природу: собирает урожаи зерна, овощей. Также в огороде есть витаминная горка – нетрадиционный элемент развивающей среды. Витаминная горка привлекает детей тем, что на ней выращиваются такие знакомые растения (салаты, укроп, петрушка, базилик и др.).
Дети наблюдают за их ростом, изменениями, сравнивают темпы и особенности роста и развития. Определяют способы ухода за ними. В дальнейшем опытным путем выявляется зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.
5. Точка «Аптекарский огород».
Аптекарский огород создана для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Знакомятся правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применятся для лечения болезней
Они исследуют формы, цвет, размер, запах. Узнают об их лечебных свойствах. У детей развивается познавательный интерес к лекарственным растениям: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании лекарственных растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, охотно рассказывают об увиденном.
6. Точка «Птичий городок».
Здесь есть кормушки, домики. В зимнее время птицы подкармливаются на кормушках, прячутся в домике от непогоды. За жизнью птиц дети должны наблюдать, начиная с младшего возраста. Дети наблюдают за поведением появляющихся птиц. Каждое живое существо продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого есть необходимые условия (корм, вода, убежища, условия нарушаются – птицы гибнут). Человек в трудные моменты помогает птицам, улучшает условия их жизни.
Развивается познавательный интерес к жизни птиц. Дети самостоятельно наблюдают за птицами, проявляют интерес, охотно делятся впечатлениями, задают вопросы, участвуют в разговоре. Ухаживая и наблюдая за птичкой, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с птицами, дети узнают много нового, интересного из их жизни.
8. Точка «Уголок леса».
Находится от участка детского сада в 500 метрах. Здесь есть разные породы деревьев и кустарников, старое бревно, где представлено сообщество насекомых, грибов, мха. Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые, занимая большую территорию, живут вместе и нужны друг другу. Главными в лесу являются деревья, их крона образует самый верхний «этаж» леса. На верхнем «этаже», в кроне деревьев живет белка, и многие птицы, различные насекомые, гусеницы, которые питаются листьями, древесиной. Когда много одинаковых деревьев, весь лес носит их название: березовая роща, сосновый бор. Лес, в котором растут разные деревья (лиственные и хвойные) называется смешанным. «Этажом» ниже в лесу растут молодые деревца и кустарники. Наземном «этаже» живут заяц, лиса, волк, бурый медведь. Подземный «этаж» - толща лесной почвы. В толще лесной почвы (на самом нижнем «этаже») живут различные насекомые (например, муравьи, черви) и их личинки. На всех «этажах» леса живет много разных животных. Все они хорошо приспособлены к жизни в этих условиях: легко передвигаются (по земле, деревьям, в толще почвы); находят себе пищу, убежище, место для выведения потомства и могут устраивать логово, гнездо, берлогу.
Дети соблюдают правила поведения – не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разорят муравейники. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами.
Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления. Задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре.
В разное время дети могут посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
В сельских дошкольных учреждениях экологическое воспитание детей имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных угодий (леса, луга, реки и пр., с другой – сельскохозяйственной деятельностью людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, фермы, пашни, теплицы, созданные и возделанные фермерами. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только с разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк сельскохозяйственных животных, как разводят промысловую рыбу, пушных зверей, как выращивают на полях, теплицах хлебные и овощные культуры. Поэтому в нашем детском саде в состав экологических тропинок включили деятельность людей в сельскохозяйственных угодьях, фермах, теплицах. Показываем:
- как человек использует культурную природу: собирает урожаи зерна, овощей; разводит домашних животных, цветы. Все использованное восстанавливает труд людей;
- как человек пользуется дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере; охотится на диких животных; наслаждается красотой природы. Только бережное обращение сохраняет природу.
Не менее важно отношение детей к природе сделать действенным, выработать готовность с радостью трудиться (сажать, поливать растения, ухаживать за животными и пр., заботиться и приходить на помощь всем нуждающимся в ней. Самостоятельные дела и поступки детей, охотно выполненные по предложению взрослого, - это уже критерий оценки экологической культуры.
Старших дошкольников включаем в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся ежегодно в дошкольном учреждении совместно сотрудниками, детьми, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Праздники и развлечения :
• «День леса» проводится в сентябре
• «Праздник цветов» проводится в сентябре.
• «Здравствуй зимушка-зима!" проводится в декабре
• «Лесная аптека» проводится в январе
• «День земли» проводится 22 апреля
• «День птиц» проводится 2 апреля
• «Всемирный день воды» проводится 22 марта
• «Здравствуй, весна!» проводится в апреле
• «Байанай» проводится в ноябре
Экологические акции :
• «Помогите птицам выжить»
• «Украсим землю цветами»
• «Елочка - зеленая иголочка»
• «Чистоту – планете детства!»
• «Защитники животных»
• «Любите землю-матушку».
Заключение.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знание полученные на занятиях, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт дошкольников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.