Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста

Наталья Копаненко
Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Младший возраст. Дидактические игры

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений

детей младшего дошкольного возраста.

Посмотри, что в ведерке

Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.

Публикация «Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри какое красное яблоко. Очень красивое! А вот - зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок.

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.

Пирамидки

Вам потребуются: 2 – 3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т. д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо – большое, а вот это – поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

Подбери цвет

Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.

Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите, а на другую – зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?»

Игра способствует развитию логического мышления, цветочного восприятия.

Матрешки

Вам потребуются: несколько матрешек – одна в другой.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.

Мешок с подарками

Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Возьмите любые крупные предметы : кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т. п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1-2 игрушки.

Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.

Шарики

Вам потребуются: два пластмассовых шарика разных цветов.

Дайте ребенку шарики. Опишите их форму и цвет. Покажите, как они катятся по столу и падают на пол. Побудите ребенка делать тоже самое. Поставьте перед столом коробку, чтобы шарики, скатываясь, попадали в нее. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак», мелкие металлические предметы.

Во время игры внимательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот мелкие предметы. Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйте в «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку». В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».

Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.

Не перепутай!

Вам потребуются: красный мяч, синий мяч, лист бумаги красного цвета, лист бумаги синего цвета.

Предложите ребенку покатать по полу красный мяч, затем синий. Обращайте внимание малыша на цвет игрушки, повторяя: «Мы играем в красный (синий) мяч». Расстелив на полу листы цветной бумаги, попросите ребенка красный мяч положить на красный лист, а синий – на синий. Если ребенок ошибается, подскажите ему. Не забывайте повторять: «Это красный мяч, я кладу его на красный лист».

Игра способствует развитию логического мышления, учит различать цвета.

Найди кубик

Вам потребуются: кубики разных цветов.

Разложите кубики в доступные ребенку места (на стол, на диван, на тумбочку и т. д.). предложите построить башенку. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивитесь и попросите малыша найти их. Комментируйте действия крохи: «Какой ты молодец! Нашел на столе красный кубик!». Обязательно обращайте внимание на цвет найденного кубика и называйте место, где он лежал.

Игра способствует развитию слухового восприятия, учит различать цвета.

Строим башню

Вам потребуются: кубики двух цветов.

Предложите ребенку построить две башни разных цветов, но для этого надо отсортировать кубики по цвету. Попросите малыша помочь вам. Строя башни, ошибайтесь, помещая кубик не того цвета. Указывайте ребенку на свою ошибку, вместе ставьте кубик на другую башню. Обязательно похвалите малыша.

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования.

Раскрась круги

Вам потребуются: четыре листа бумаги, два цветных карандаша.

Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть : пусть он раскрасит свой круг желтым цветом, а вы – красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии: «Как красиво ты раскрасил (а) круг желтым цветом, теперь он похож на солнышко». На двух других листах нарисуйте большие квадраты (треугольники и пр.) и раскрасьте их, поменявшись карандашами. Обсудите, на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи, не забывая обращать внимание ребенка на количество фигур и карандашей. Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивал фигуры строго по контуру. Обязательно участвуйте в игре, глядя на вас, ребенок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки.

Игра способствует развитию моторики, подражательной деятельности, учит различать цвета.

Геометрические фигуры

Вам потребуются: 5 разноцветных кругов, вырезанных из картона.

Рассмотрите с малышом один из кругов, при этом рассказывайте ему: «Это круг. Он красного (синего, зеленого и т. д.) цвета. Давай подумаем, на что он похож (на яблоко, на солнышко, на колесо)». Поищите в комнате круглые предметы. Изучайте круги разного цвета. После того, как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом и диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Ищите ассоциации.

Игра учит различать предметы по цвету и форме.

Разберемся!

Вам потребуются: 3 вырезанных из картона круга и 3 квадрата.

Перемещайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета.

Игра способствует развитию навыков классифицирования.

Моем чисто

Вам потребуются: кукольная посуда, поролоновая губка.

Предложите малышу помыть посуду для куклы. Дайте ему поролоновую губку, покажите, как это делается. Вымытую посуду надо аккуратно сложить в коробочку или в шкафчик. Губку можно намочить и после этого протирать посуду сухим полотенцем, не забывая пояснять ребенку происходящее: «Посуда стала мокрой, поэтому ее нужно вытереть сухим полотенцем. Все, эта тарелочка сухая».

Игра развивает моторику, навыки самостоятельности, знакомит с категорией «причина-следствие».

Постираем

Налей немного теплой воды в маленький тазик, дайте малышу небольшой кусочек мыла и носовой платок. Придумайте историю о том, что кукла во время игры на улице испачкала свой платочек. Надо ей помочь его выстирать. Покажите, как можно намылить платок и побултыхать его в воде.

Игра способствует развитию навыков самостоятельности, тактильных ощущений.

Много – мало

Вам потребуются: два листа бумаги.

Попросить ребенка разорвать один лист на две части, а другой – на мелкие кусочки. Прокомментировать: «Смотри, это большие обрывки бумаги, их всего два – это мало, а маленьких вон сколько, их много».

Игра способствует развитию мелкой моторики, знакомит ребенка с понятиями «много – мало».

Мастерим бусы

Вам потребуются: макаронные изделия с крупным просветом и деревянные бусины четырех цветов, шнурок.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на шнурок. Пусть он попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и надеть на куклу.

Крутится?

Вам потребуются: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

На глазах у малыша откручивайте и закручивайте крышки на банках и бутылках. Попросите его повторить ваши действия.

В игре ребенок знакомиться со свойствами предметов, развивает мелкую моторику.

Учимся пересыпать

Вам потребуется: любая крупа, две емкости с широким отверстием.

Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепотью, пропускать сквозь пальцы.

Раз фасоль, два фасоль

Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Берите по одной фасолинке и отпускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т. д.». чтобы ребенку не стало скучно, можно напевать песенку:

Мы фасолинки берем,

Их в бутылочку кладем.

Будет Ванечке игрушка –

Из фасоли погремушка.

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Сортируем макароны

Вам потребуются: макаронные изделия разной формы.

Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это ракушка, это - спираль, это – бантик и т. д.». Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны: ракушку к ракушке, бантик к бантику. Помогите малышу справиться с заданием.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования.

Попробуй, расстегни

Вам потребуются: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта и т. д.).

Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы. После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Порисуем?

Вам потребуются: поднос, мелкая крупа или мука.

Насыпать на поднос ровным слоем манку или муку. покажите малышу, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры. Пусть ребенок порисует самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.

Входит - не входит

Вам потребуются: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самому.

Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку, пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления.

Кукольный обед

Вам потребуются: стол для куклы, кукольная посуда, кукла.

Предложите ребенку накормить куклу. Выясните, будет ли это завтрак, обед или ужин, в соответствии с этим составьте меню для куклы. Попросите кроху накрыть на стол, помогите ему правильно поставить тарелку, чашку и другие предметы. Усадите куклу за стол, предварительно вымыв ей руки. Делайте вид, что вы наполняете тарелку и кормите куклу, поднося ей ложку ко рту. Пусть ребенок проделает то же самое. После обеда не забудьте вытереть кукле рот салфеткой.

В игре формируются навыки самостоятельности.

Одень куклу

Вам потребуются: кукла, одежда для нее: юбка, майка, носочки, панама.

пожалуйтесь малышу на то, что его кукла мерзнет без одежды, предложите одеть ее. Расскажите о назначении каждого предмета одежды, обратите внимание на то, что одежда легкая, значит на улице лето. Опишите цвет каждой детали кукольного туалета, фактуру ткани (гладкая, шершавая, плотная и т. д.). Задавайте ребенку вопросы: «А у тебя есть носочки? А ты надеваешь желтую майку?».

Игра формирует навыки самостоятельности, умения классифицировать предметы.

Налил – вылил

Вам потребуются: емкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребенком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

Выжми мочалку

Вам потребуются: две емкости, поролоновая губка.

Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды – в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Игра развивает мелкую моторику.

Кораблики

Вам потребуются: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Сквозь сито

Вам потребуются: стакан, сито.

Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поплывет или утонет?

Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В ирге познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Дождик

Вам потребуются: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растет

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

Волшебные коробочки (пуговицы)

Цель: учить различать цвета, соотносить их подбирать одинаковые цвета на глаз, развивать мелкую моторику.

1 этап. Соотносить форму прорези и пуговицы.

2этап. Соотносить цвет пуговицы с цветом коробочки (2 цвета).

3 этап. Складывать пуговицы в коробочки в соответствии с цветом (4 цвета).

Прищепки

Цель: развивает внимательность, мелкую моторику, обучает бытовым навыкам, соотносить цвета.

Предложить малышу смастерить из прищепок: иголки для ежика, лучики солнышку, цветик – семицветик, лошадку.

«Золушка» на новый лад.

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификации, изучить формы

предметов.

Ход игры. Золушкой может быть сам ребенок или кукла. Смешайте два вида крупы. На этот раз мачеха поручила девочке не только отделить крупу друг от друга, но и выложить каждым видом круп контуры нарисованных геометрических фигур. Горохом – круги и овалы, гречкой – треугольники и квадраты.

Найди цветок для бабочки.

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед ребенком цветы и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Воспитатель рассматривает бабочек, обращая внимание ребенка на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же, бабочку не видно – она спряталась. Затем ребенок выполняет задание. Воспитатель подводит итог, называет цвета и показывает их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно.

Найди ключ от дома.

Цель: учить осуществлять выбор формы по образцу, проверять его с помощью наложения; развивать внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры. Воспитатель перед ребенком на столе раскладывает карту с изображением домиков, трафареты животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Предлагает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Воспитатель берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его дом?» Вместе с ребенком находит дом мишки и говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке найди такой же формы ключ». Показывает на геометрическую форму в лапах мишки. Ребенок берет с подноса геометрическую форму и проверяет правильность путем наложения.

Публикации по теме:

Презентация «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста с ЗПР» Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия.

Дидактические игры по сенсорике для детей младшего дошкольного возраста Дидактический материал позволяет учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивает мелкую моторику, внимание.

Дидактические игры для формирования ПДД у детей младшего дошкольного возраста Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных знаний о правилах дорожного движения ПДД для детей младшего дошкольного.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Разработал: воспитатель Потапова Ольга.

Дидактические игры с прищепками для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста. Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они.

Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста Посмотри, что в ведерке Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки. Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Сыграй как я Игра на развитие чувства ритма Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический.

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет важное значение: игра для них – способ приобретения новых знаний, труд, серьезная форма воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 17:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Копаненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД