Марина Михайлова
Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по речевому развитию
в группе раннего возраста
Игры для развития общего и речевого подражания
Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Сегодня сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители большую часть времени уделяют работе, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны, а если общаются, то общение сводится к тому, как ел, спал. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
1. «Пузырь»
Описание игры. Играют несколько человек. Они встают тесным кругом и «надувают пузырь» : наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на другой). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят, выдувая воздух в свою «трубочку» : «Ф-ф-ф». Так повторяется 3 — 4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Взрослый дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят, изображая выходящий воздух: «Т-с-с-с-с». Затем игра возобновляется.
2. Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры : Предложите детям поиграть в самолётики.
– Послушайте стихотворение про самолё т:
По земле разбежался,
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети
бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
3. «Барабан»
Оборудование и материалы: игрушечный барабан.
Описание игры. Показать барабан, побарабанить, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спросить у ребенка: «Как поет барабан?» Сначала вместе с ребенком, а затем ребенок самостоятельно воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Нужно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звуки [б] и [б’].
4. Пароходы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры : Предложите детям поиграть в пароходики.
– Послушайте стихотворение про пароход:
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные
движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным
повторением звука Ы.
5. «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход игры : Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед –дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
6. Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-
звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры : Предложите детям поиграть в машинки.
– Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ!
Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим
руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
7. «Отгадай, кто к нам пришел?»
Оборудование и материалы: домашние животные — игрушки или картинки с их изображениями, машинка, барабан.
Описание игры. Показать корову (картинку) и предложить вспомнить, как она мычит. После того как ребенок произнесет звукосочетание, показать следующую игрушку и спросить: «А как блеет коза9» Ребенок произносит: «Ме-е-е-е». Затем предложить ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Нужно следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания.
Далее предложить ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы.
• Му-у-у, му-у-у. Кто это мычит?
• Мяу-мяу. Кто это к нам пришел?
• Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?
• А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-гш»?
• К о-ко-ко. Кто это остановился рядом с Катей?
• Ква-ква-ква. А это кто?
• Ку-ку, ку-ку. А это чей голос?
• Тик-так, тик-так. Что это? (И т. д.)
Меняя высоту голоса, попросить определить, какая мышка пищит, какая машина гудит — большая или маленькая.
Нужно добиваться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.
Вариант игры. Предложить ребенку подражать знакомым звукам, например, «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».
8. Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры : Предложите детям поиграть в паровозики.
– Послушайте стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-
ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения
колес поезда. Движения сопровождаются речью.
9. Ёжик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-
ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры : Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы
повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.
10. «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
Воспитатель: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка –дети поправляют «мишка»
Елочка –белочка
Оник –слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.)
11. Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова-
звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ,
НОГИ ИДУТ и т. д. ; физическое развитие.
Ход игры : Предложите детям игру «Ноги и ножки».
– Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте
стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения
вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять
слова и фразы – задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги»,
«Что делают ноги?» – «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно
первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям
было достаточно места для выполнения движений.
12. «Гуси».
Цель: уточнить и закрепить произношение звука, а, готовить детей к составлению текста –описания.
Материал: картина «Гуси».
Ход игры : Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
Воспитатель: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Воспитатель: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза).
13. «Кто как кричит?».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход игры : У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?