Наталья Рубинчик
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
Не послушал зайка папу, отдавили зайке. (лапу).
Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).
А возле этой елки бродили злые. (волки).
Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).
Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо. (плакать)».
Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. (лепили).
Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. (щенок).
Как у нашей дочки розовые. (щечки).
Лучше мама не пищи, ты мне няньку. (поищи).
Скажи наоборот.
Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы.
Материал: карточки с противоположным значением предметов.
Ход: Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т. д.
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечком
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей.
Один – много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Педагог называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример: Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
Доскажи слово
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг …
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
Какая, какой, какое?
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.
Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое…
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный…
Закончи предложение
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые). Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Кто больше назовет действий?
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами.
Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается.)
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)
Что можно сказать о дожде? (Идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д.
Игра в загадки
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Придумай другое слово
Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель предлагает придумать из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка. Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре)
Подбери похожие слова
Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.
Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
Какое что бывает?
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять.
Ход игры : Расскажите, что бывает:
Зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…
Широкой – река, дорога, лента, улица…
Знаешь ли ты
Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных.
Ход: Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображение зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвертый – насекомых. Дети по очереди их называют. В следующий раз меняются картинки местами или меняются на другие.
Брать – не брать
Цель: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод.
Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
О чем я сказала?
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Ход: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.
Голова – человека, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, швейная, у ежа, у елки, сосны.
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника.
Ушко, ножка, ручка, крыло и т. д.
Что это значит?
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход: Можно ли так сказать? Как вы понимаете?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.