Светлана Никуйко
Дидактические игры по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 179»
Ленинского района г. Саратова
Дидактические игры и упражнения
По ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе
Составила: Никуйко С. Ю.
Оглавление
Карточка №1 «Угадай растение по описанию» (найти растение по перечисленным признакам).
Карточка №2 «Угадай растение по описанию» (знание семян овощных культур, этапы развития растений)
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе» размещена в разделах
Карточка №3 «Домик для листочков» (знания о строении деревьев и кустарников).
Карточка №4 «Вершки и корешки» (знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки)
Карточка №5 «Давайте поселим зверей в наш лес» (знакомство со средой обитания различных животных).
Карточка №6 «Наряды матушки - земли» (знание о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года)
Карточка №7 «По грибы, по ягоды» (знания детей о видах лесных грибов, ягод и других растений, о месте их обитания)
Карточка №8 «Речные рыбы» (знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания)
Карточка №9 «Кому что нужно» (классификация предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии)
Карточка №10 «Не ошибись!» (Умение различать предметы по материалу, из которого они сделаны; закреплять знания о свойствах предметов)
Карточка №11 «Кто построил этот дом?» (Знания детей о строителях, строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве)
Карточка №12 «Поваренок» (знания о продуктах, которые используют для приготовления определенного блюда, посуда для его приготовления)
Карточка №13 «Моя комната» (Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната: игрушки, мебель)
Карточка №14 «Знаешь ли ты?» (Знания детей о видах спорта)
Карточка №15 «Назови три предмета» (классификация предметов по общему признаку)
Карточка №16 «Магазин игрушек» (составление описания предмета, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию)
Карточка №17 «Город и село» (знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности, их отличие)
Карточка №18 «Путешествие по городу» (знания о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой в городе транспорт)
Карточка №19 «Гости Саратова» (знания детей о городе Саратове)
Карточка №20 «Профессии моих родителей» (знание о профессиях родителей, чем они занимаются на работе)
Карточка №21 «Светофор» (представление детей о правилах дорожного движения: поведение на городских улицах)
Карточка №22 «Почтальон» (знания детей о почте, о работниках почты)
Карточка №23 «Внимание, ошибка!» (Знания о предметах – помощниках, которые необходимы в труде представителям разных профессий)
Карточка №24 «Магазин вежливости» (упражнять детей вежливому общению, умение адекватно вести себя в различных ситуациях)
Карточка №25 «Собери гусеницу» (умении обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему признаку)
Карточка №1
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Угадай растение по описанию».
Задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Развивать память, внимание, наблюдательность.
Материал. 4-5 комнатных растений с заметными отличительными признаками. Их расставляют так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Правила игры. Воспитатель подробно рассказывает об одном из растений. Описание дается в медленном темпе, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети называют и показывают это растение.
Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описание.
Карточка №2
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Угадай растение по описанию».
Задача. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, фасоли, гороха, этапами развития растений. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Правила игры. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек). Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все правильно.
Карточка №3
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Домик для листочков».
Задача. Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников, Формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам. Формировать умение правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.
Материал. Большая картина, изображающая лес, наборы разнообразных листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.
Правила игры. Количество играющих 5-6 человек; если по командам, то 3 команды по 2-3человека. Педагог предлагает детям подобрать каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду.
Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определяют по белому стволу; липу и клен – по плодам и т. д.). Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнили задание.
Карточка №4
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Вершки и корешки».
Задача. Закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобные и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Материал. Карточки с изображением: «корешков» (лук, морковь, свекла, чеснок и др., «вершков» (ботва растений).
Правила игры. На столе лежат овощи; дети делятся на две группы. Дети первой группы берут в руку по вершку, а дети второй группы – по корешку. Дети расходятся по группе, бегают врассыпную. По сигналу «Раз, два, три – свою пару найди!». Дети должны найти пару: вершок – корешок.
Карточка №5
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Давайте поселим зверей в наш лес».
Задача. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т. д.)
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Правила игры. 3 команды по 2-3 человека. Командам представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики (жилье животных) и претендентов на заселение. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Карточка №6
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Наряды матушки - земли».
Задача. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Материал. Дидактическая картина, распределённая на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. д.)
Правила игры. Педагог делит детей на 4 команды. Члены команды выбирают карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины. Правильность выбора карточки обсуждается только членами команды. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справится.
Карточка №7
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«По грибы, по ягоды».
Задача. Выявлять и закреплять знания детей о видах лесных грибов, ягод и других растений, о месте их обитания. Закреплять умение играть вместе.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображена тропинка в лесу; игровой кубик; корзинки для сборов грибов, ягод и других даров леса.
Правила игры. Количество играющих 5-6 человек. С помощью игрового кубика дети идут по тропинке дидактической картины. Попадая на кружок к ягодке, надо рассказать о лесных ягодах – съедобных и несъедобных, к грибу – о съедобных и не съедобных грибах, к кустарнику – о видах лесных кустарников, их отличительных особенностях. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
Карточка №8
Ознакомление с миром природы
Старшая группа
«Речные рыбы».
Задача. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.
Правила игры. Количество играющих 3-4 человека. Педагог предлагает рассмотреть предложенных рыб. Выбрать из них только речных, назвать. Дети по очереди выбирают рыб и заполняют водоем в определенное место – туда, где любит обитать та или иная рыба. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.
Карточка №9
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Кому что нужно»
Задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Материал. Большие карты, на которых нарисованы врач, повар, учитель, строитель, парикмахер. Маленькие карточки, на которых изображены орудия труда профессий человека.
Правила игры. Дети выбирают все орудия труда необходимые для данной профессии. Называют орудия труда, профессию. Выигрывает тот, кто первый подберет все орудия труда.
Карточка №10
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Не ошибись!»
Задача. Упражнять детей в различии предметов по материалу, из которого они сделаны; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.
Материал. Корзины для каждого вида предметов; предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные. Бубен
Правила игры. Воспитатель рассматривает предметы с детьми, уточняют их свойства. Дети делятся на 4 группы. Выбирают считалкой звеньевых. Каждому звеньевому дают корзинку с обозначением из какого материала надо собирать предметы. Начинается поиск и заканчивается по сигналу: удар в бубен. После второго удара в бубен все подходят к столу педагога, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.
Карточка №11
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Кто построил этот дом?»
Задача. Систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей.
Материал: Большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители, отделочники. Маленькие карточки, на которых изображены детали большой карты.
Правила игры. Дети берут по одной большой карте и по сигналу подбирают нужные машины, закрывают ими клетки на картах. Кто первый и без ошибок найдет нужные карточки и назовет правильно все механизмы, тот и побеждает.
Карточка №12
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Поваренок»
Задача. Выявить знания детей о продуктах, которые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления.
Материал: Посуда различного применения (кухонная, столовая и т. д.); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, картофель, мясо, конфеты, яйцо и т. д.); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.
Правила игры. Количество играющих по 2-3 человека. Дети должны подумать и выбрать посуду для приготовления блюда. Выбрать нужные продукты в правильном количестве. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности. Рассказать о процессе приготовления блюда. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.
Карточка №13
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Моя комната»
Задача. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.
Материал. Листы бумаги различного цвета («пустые комнаты») – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (светлых и темных тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т. д.
Правила игры. Количество играющих 5-6 человек. Дети работают самостоятельно. Нужно каждому обустроить свою комнату. Нужно выбирать карточки с предметами, которые нравятся. При выборе карточек руководствоваться своим мнением. Самостоятельно все расставить в комнате (на листе бумаги). Рассказать о своем выборе. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.
Карточка №14
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Знаешь ли ты?»
Задача. Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.
Материал. Большие карты, на которых изображены спортивные сюжеты (игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика и др.) Маленькие карточки, на которых изображены предметы для каждого вида спорта или предметы спора (мяч, лента, обруч, клюшку, шайбу и др.)
Правила игры. Воспитатель рассматривает сюжеты больших карт, уточняет вид спорта. Поставив картинки на столах, предлагает детям подобрать нужные картинки (или предметы спорта) для каждого спортсмена. Дети называют вид спорта, спортивный инвентарь. Выигрывает тот, кто первый выполнит задание.
Карточка №15
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Назови три предмета»
Задача. Упражнять детей в классификации предметов по общему признаку. Развивать мышление, внимание, память.
Материал. Мяч
Правила игры. Вариант 1 Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно слово (обобщающее предметы по общему признаку). Например: мебель, а тот кому воспитатель бросил мяч называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Ребенок ловит мяч и называет: стол, стул, диван.
Вариант 2. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет три видовых понятия (ромашка, василек, роза, а ребенок называет родовое понятие (цветы).
Карточка №16
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Магазин игрушек»
Задача. Упражнять детей в составление описания предмета, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Материал. Игрушки, полочка для игрушек.
Правила игры. Дети сидят полукругом. Считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Продавец подает игрушку. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
Карточка №17
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Город и село»
Задача. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.
Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, сельскохозяйственные машины, городской транспорт, кинотеатр, стадион, завод и т. д., людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки с коровами, рабочий, врач и т. д.).
Правила игры. Играют по командам (2 команды по 3-4 человека в каждой). Педагог предлагает вспомнить основные отличия города от села (природное и социальное окружение, профессии и т. п.). Педагог знакомит с правилами игры, дети делятся на 2 команды. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села. Дети подбирают нужные карточки и составляют картину. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Карточка №18
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Путешествие по городу»
Задача. Закрепить знания о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен. Развивать мышление, внимание.
Материал. Картинки с изображением жителей города (школьники, мама с детьми, студенты и т. д.); на других – труд людей (строителей, почтальонов, водителей, маляров и т. д.); транспорт (автобус, трамвай, велосипед и т. д.); здания и украшения города (почта, магазин –книжный, супермаркет, фонтан, сквер, памятник).
Правила игры. Картинки раскладываются на столах в разных местах группы. Дети делятся на 4 группы (по 2-3-человека). Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей; другой – на чем люди ездят, транспортные средства; третьи – картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой – отобрать картинки с красивыми зданиями города, его украшениями. По сигналу дети отбирают нужные картинки и ставят каждая группа отдельно. Выигрывает команда, которая быстро и правильно собрали свои картинки и объяснили, почему они взяли именно эти картинки.
Карточка №19
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Гости Саратова»
Задача. Уточнять и закреплять знания детей о городе Саратове, воспитывать любовь и уважение к родному городу; желание больше узнать о ее достопримечательностях.
Материал. Картинки с улицами достопримечательностями города.
Правила игры. Воспитатель предлагает отправится в путешествие по городу на машине. Для путешествия выбирают из детей одного ребенка – гида. Он выбирает одну из картинок «привозит гостей» к этому месту и рассказывает, что это за здание или место в Саратове, что гости там могут увидеть. Гид спрашивает у гостей, что это за место, кто первым отгадал это место становится гидом; теперь он выбирает следующую картинку с достопримечательностями. В конце путешествия воспитатель благодарит за интересное путешествие.
Карточка №20
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Профессии моих родителей»
Задача. Продолжать формировать у детей интерес к членам семьи, их профессиям. Побуждать рассказывать об профессиях родителей, чем они заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал. Мяч
Правила игры. Дети встают в круг. Воспитатель передает мяч ребенку и задает вопрос: «Кем работает твоя мама?». Ребенок отвечает полным ответом, кем работает мама и рассказывает, что она делает на работе. Затем он возвращает мяч педагогу. Воспитатель передает мяч другому ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети расскажут о профессии своих родителей.
Карточка №21
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Светофор»
Задача. Выявлять и расширять представление детей о правилах дорожного движения: поведение на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора. Формировать умение идентифицировать себя с пешеходами, водителями и т. д., то есть разыгрывать повседневную жизнь города.
Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей.
Правила игры. Количество играющих 5-6 человек. Педагог совместно с детьми рассматривает макеты, представляющие дорожные ситуации. Дети разбирают роли и начинают играть, не забывая переключать светофор и соблюдать правила. При возникновении проблемной ситуации, педагог вместе с детьми обсуждают ее, находят правильное решение. Дети безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения, объявляются лучшими пешеходами.
Карточка №22
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Почтальон»
Задача. Уточнять и закреплять знания детей о почте, расширять знания о работниках почты.
Материал. Домики из бумаги, на которых нарисованы животные и птицы (кролик, собака, кошка, попугай, воробей, коза и др.); письма на конверте которого наклеена картинка, что любит животное или птица (морковь, капуста, косточка, молоко, зерна и др.)
Правила игры. На столе расставлены домики с нарисованными животными и птицами. Воспитатель рассказывает, что почтальон должен разнести письма по адресам. Адрес написан на конверте письма (картинка, что любит животное или птица). Дети выбирают почтальона считалкой, он раскладывает письма в домики. Дети проверяют правильно ли выполнено задание. Игра повторяется со сменой ребенка почтальона.
Карточка №23
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Внимание, ошибка!»
Задача. Закреплять знания о профессиях; о предметах – помощниках, которые необходимы в труде представителям разных профессий. Развивать внимание, умение замечать и называть несоответствия.
Материал. Картинки с изображением предметов–помощников, необходимых в труде (молоток, гвозди, ножницы, веник, пылесос, миксер, утюг, глобус и т. д., и представители разных профессий (плотник, врач, швея, музыкант, учитель, продавец и др.). Фишки.
Правила игры. Ведущий называет и выставляет картинки с изображением предметов–помощников, необходимых для труда людей разных профессий. Допускает ошибку, называя профессию неверно. Дети должны захлопать в ладоши, заметив ошибку, перечислить все предметы-помощники и правильно назвать, кому они нужны для работы. Ребенок первым заметивший ошибку и правильно назвавший профессию, получает фишку.
Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
Карточка №24
Ознакомление с социальным окружением.
Старшая группа
«Магазин вежливости»
Задача. Упражнять детей вежливому общению, умение адекватно вести себя в различных ситуациях.
Материал. Кассовый аппарат, яркие декорации магазина, игровые деньги, карточки с вежливыми словами.
Правила игры. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их разложить на полках).
Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.
Карточка №25
Ознакомление с предметным окружением.
Старшая группа
«Собери гусеницу»
Задача. Упражнять детей в умении обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему признаку, развивать внимательность.
Материал. Шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка).
Правила игры. Все картинки положить в центр стола. Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т. д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка. Выигрывает тот, кто первый и правильно выполнит задание.