Елена Хавшабо
Дидактические игры по лексическим темам №2
▼ Скачать + Заказать документы
4. «Фрукты»
1.«Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Персик – персики – много персиков т. д.
3. «Счет фруктов». Согласование информационные слова с числительными.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
Публикация «Дидактические игры по лексическим темам №2» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т. д.
4. «Подбери признак». Согласование информационные слова с ИП.
Мандарин (какой) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т. д.
5. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.
Сок из лимонов (какой) – лимонный и т. д.
Варенье из лимонов (какое) – лимонное и т. д. с названиями остальных фруктов.
Дидактические игры по теме
5. «Овощи»
1. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица, репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).
2. «Один-много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Помидор – помидоры – много помидоров и т. д.
3. «Счет овощей». Согласование информационные слова с числительными.
Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т. д.
4. «Подбери признак». Согласование информационные слова с ИП.
Морковка (какая) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т. д.
5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Сок из помидоров – томатный и т. д. Грядка с огурцами – огуречная и т. д.
Пюре из моркови – морковное и т. д. с названиями остальных овощей.
Дидактические игры по теме
6. «Ягоды»
1.«Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).
2. «Счет». Согласование информационные слова с порядковыми числительными, счет до пяти.
Первая малинка, вторая малинка… и т. д.
3. «Лесная – садовая».
Морошка – это лесная ягода.
Клубника – это садовая ягода и т. д.
4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.
Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.
5. «Подбери признак». Согласование информационные слова с ИП.
Арбуз (какой) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т. д.
Клюква (какая) - … .
Дидактические игры по теме
7.«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб) – съедобный.
Мухомор (какой гриб) – несъедобный и т. д.
3. «Счет». Согласование информационные слова с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т. д.
4. «Подбери родственные слова». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибной.
Блюдо из грибов – грибное.
Дидактические игры по теме
8.«Деревья»
1. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Клен – клены – много кленов и т. д.
3. «Счет». Согласование информационные слова с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т. д.
4. «Чьи плоды (семена?». Поиск соответствующего понятия.
Желуди растут на – дубе. Яблоки растут на – яблоне.
Круглая шишка на – сосне. Длинная шишка у – ели.
Грозди рябины растут на – рябине.
Сережки растут на – березе, ольхе, иве.
5. «Какой лист, какая ветка?». Образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый и т. д. Ветка тополя – тополиная и т. д. с названиями остальных деревьев.
Дидактические игры по теме
9. «Осеняя одежда, обувь, головные уборы»
1.«Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Носок – носки – много носков т. д.
3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.
Это чья шапка? – Моя.
Это чей кроссовок? - Мой.
Это чьи перчатки? – Мои.
Это чье пальто? – Мое.
4. «Подбери предмет». Согласование информационные слова с местоимениями.
Моя – кепка. ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … .
5. «Счет одежды». Согласование информационные слова с числительными.
Одно пальто – два пальто – пять пальто
Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т. д.
Дидактические игры по теме
10. «Перелетные птицы»
1. «Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).
2. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже.
Стриж – стрижи – много стрижей и т. д.
3. «Счет птиц». Согласование информационные слова с числительными.
Один грач – два грача – пять грачей и т. д.
4. «Назови детеныша». Образование информационные слова с ум. -ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата.
Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята.
Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята.
5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.
Клин лебедей – лебединый. Караван журавлей – журавлиный.
Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).