Анастасия Казакова
Дидактические игры, направленные на формирование гуманного отношения к природе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Живая кошка и игрушечный котенок»
ПС: рассказать детям о кошках; научить наблюдать за их поведением; воспитывать бережное отношение к животным.
Ход игры
Воспитатель показывает детям новую красивую игрушку котенка. Предлагает рассмотреть его, потрогать, погладить. Обращает внимание детей на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усы, хвост и четыре лапы. Подчеркивает: «Это красивый игрушечный котенок. С ним можно поиграть». Вместе с детьми «кормит» котенка, катает на машине или в коляске, укладывает спать. Затем говорит: «Мы с тобой поиграли, теперь садись за стол рядом с ребятами. Сейчас придет живая кошка, мы будем за ней наблюдать».
Публикация «Дидактические игры, направленные на формирование гуманного отношения к природе у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель приносит кошку, сообщает ее кличку. Просит детей описать действия кошки. Что она делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На что смотрит? Затем говорит: «Мурка у нас в гостях. Это место для нее новое, незнакомое, поэтому она ведет себя неуверенно, осторожно. Мы не должны ей мешать. Пусть познакомится со всеми, успокоится». Затем воспитатель, глядя на игрушечного котенка, говорит: «Ну что, интересно на живую кошечку смотреть?».
Воспитатель берет кошку на руки и говорит: «У кошечки на лапках есть подушечки (показывает детям, чтобы она могла незаметно подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Если вы закроете глаза, а я пущу кошку на пол, то вы не услышите, как она будет ступать по полу».
Затем обращается к игрушечному котенку: «Покажи свои лапы! Где у тебя подушечки и когти? Смотрите, ребята, у него то их нет. Это игрушечный котенок, у него просто мягкие лапки». Затем добавляет: «Как играть с игрушечным котенком, вы знаете. С живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно обращаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли она с нами играть (дети наблюдают за действиями кошки). Теперь вы можете поиграть с игрушечным котенком и понаблюдать за кошкой Муркой».
Игра «Айболит осматривает животных обитателей уголка природы»
ПС: учить детей осматривать животных из уголка природы, замечать признаки их плохого самочувствия; показать, как можно помочь животным; воспитать доброе, заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры
Необходимо правильно провести осмотр животных и дать рекомендации по уходу за ними. Осматривая черепаху, Айболит обращает внимание на то, что она сидит неподвижно; спрашивает детей, хорошо ли она ест, ползает ли в террариуме, просит воспитателя взвесить ее на руке. Затем делает заключение: «Ваша черепаха слишком легкая, она плохо себя чувствует. На- верное, мало ест. Ей не хватает тепла. Необходимо включать рефлектор на весь день: черепаха под лампой разогреется, начнет ползать, у нее появится аппетит и она поправится. Рекомендую давать животному зелень овса. В моей машине есть коробочка с травой. Захватите пузырек с подсолнечным маслом. Ватным тампоном нужно протирать панцирь, кожу шеи и лап черепахи кожа станет мягче, а панцирь будет блестящий и красивый».
Осматривая морскую свинку, хомяка и кролика, доктор Айболит просит детей обращать внимание на когти животных (может быть, они слишком длинные, их нужно подрезать, а также на состояние шерсти. Дарит ветки, чтобы зверьки их грызли и стачивали зубы, и зелень витаминную подкормку для грызунов в зимнее время. Рекомендует чаще общаться со зверьками: называть их по имени, ласково разговаривать с ними, кормить с руки, гладить.
Затем доктор оценивает состояние здоровья рыб (рассматривает чешую, плавники, жабры, как они плавают ровно, прямо или заваливаются на бок). Осматривает дно в аквариуме, дает рекомендации, благодаря которым можно поправить здоровье рыб (нужно долить в аквариум воды - это увеличит водное пространство, рыбкам будет легче плавать и дышать). Айболит рекомендует увеличить или уменьшить подсветку в зависимости от состояния и количества растений, дарит ребятам живой (самый полезный) корм для рыб. Заметив толстенькую самочку гуппий или меченосца, советует поместить ее в большую банку для выведения потомства.
Дает рекомендации по содержанию декоративных птиц, кур, водяной черепахи и других обитателей живого уголка.
Игра «Кот Матроскин учится ухаживать за домашними животными»
Дидактическая цель : уточнить представления детей об особенностях ухода за домашними животными.
Ход игры
Кот Матроскин приходит к ребятам и жалуется: «Все, не могу больше! Я даже на машинке строчить умею и крестиком вышивать, а с какими-то курами справиться не могу. Не знаю, чем их кормить, как за ними ухаживать. Шарик говорит, что нужно все продавать, а мне жалко. Я так ко всем привык. Что делать?»
Воспитатель предлагает помочь Коту Матроскину и объяснить ему, как нужно ухаживать за коровой, лошадью, овцами, курами и кроликами (чем их кормить, сколько раз в день, где их нужно держать и т. д.). В конце занятия предлагает ребятам поиграть в игру на заданную тему, например «Как ухаживать за кроликами».
Игра «Найди, о чем расскажу»
Оборудование: карточки-картинки с изображением растений, гербарий растений.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Воспитатель описывает растение или загадывает загадку ребенку. Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.