Дарья Кондратьева
Дидактические игры на развитие мышления у младших дошкольников
▼ Скачать
Дидактические игры для развития мышления у дошкольников
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.
Данный комплекс развивающих игр предназначен для детей от 3 лет. Будет полезен как воспитателям ДОУ, так и родителям.
Публикация «Дидактические игры на развитие мышления у младших дошкольников» размещена в разделах
Цель: развитие интеллектуальных навыков детей.
Задачи:
- способствование увеличению скорости мышления
- развитие осмысленности мышления
- способствование повышению гибкости мышления
- увеличение глубины мышления детей
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления :
Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Игры со счетными палочками
Развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет) :
• выложить кораблик, елочку, домик, ракету и т. п.
• сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
• назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
• сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов);
• сосчитать углы, входящие в фигуру;
• построить фигуру по образцу;
• самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Словесные игры :
- загадки, игры на развитие воображения (в том числе – по
по ТРИЗ – технологии).
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого – либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
• выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
• сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т. е. произвести синтез;
• на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т. д.
Пальчиковые игры :
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик – пальчик»
- Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Развивающие игры
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:
1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Например, такие:
• «Найди свой домик». Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
• «Пригласительный билет». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.
• «Муравьи». Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.
• «Карусель». Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине, форме.
•
Головоломки типа "Танграмм".
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
1. Занятие: знакомство с объектом – Игрушки (ранее – Посуда);
2. Совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);
3. Самостоятельная деятельность:
- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)
- лото (игрушки, посуда);
4. Использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом – все игрушки). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».