Светлана Шевченко
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Публикация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры.). Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.
При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
Таким образом, •в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая игра.
V. Виды дидактических игр :
1. Игры-путешествия : призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.
2. Игры поручения : По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа, которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки». Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки, а затем использовали их в игре.
Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов, На один стол разложить то, что полезно, на другой - что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.
3. Игры-предложения : («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды. Были использованы такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «если бы ты ел грязными руками?». Эти вопросы активизировали мыслительную деятельность детей, они учились слушать друг друга. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.
4. Игры-загадки : В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявлялась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. «Отгадайте загадку, - говорю детям для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагала детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получали фанты, картинки, которые рисовали сами же дети для таких игр. Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».
5. Игры-беседы : В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. В своей работе с детьми использую разнообразные игры. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое природа», предлагала высказать свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о природе, ребята приводили примеры: это деревья, животные, солнце, даже привели интересный пример, сказали – природа это всё, что дышит. Выясняем, почему они считают тот или иной объект природой, а в игре «Путешествие за витаминами» уточняется представление о пользе овощей для здоровья. Одной из полюбившихся игр, оказалась игра «Закончи предложение». Я говорю детям начало фразы, а они должны били придумать продолжение: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.», «Глаза нужны для…».
VI. Структура проведения дидактической игры :
1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.
2. Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры : подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
VII. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания :
1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
5. Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, и сопереживания.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и так далее. Поэтому в таких играх очень важно применять наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, ситуации с литературными героями. Игра создаёт оптимальный фон для развития личности дошкольников : они часто прибывали в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучались, мягче строили взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействовали с растениями и животными. В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
В организации и руководстве игровой деятельностью детей, использую индивидуальный и подгрупповой подход. Особенно хочется выделить существенный компонент в руководстве играми – это раскрытие детям ценности и важности их игровой деятельности. Большое значение имеет коллективный анализ игры, оцениваем быстроту, и - главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно обращаю внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Для себя считаю недопустимым грубое вмешательство в детскую игру, а умело и в корректной форме направляю деятельность детей, либо принимаю участие в игре на правах партнёра, взяв на себя одну из ролей.
Помимо этого роль педагога состоит и в том, чтобы в игре :
- продолжать обучение;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- расширять представления об окружающей природе;
- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.
Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы :
• доступность,
• повторяемость,
• постепенность выполнения заданий.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией: а) формулировка цели игры.
б) определение количества играющих.
в) подбор дидактических материалов.
г) учёт временного фактора.
е) подведение итогов.