лариса абрамова
Дидактические игры и пособия по обучению грамоте для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.
Публикация «Дидактические игры и пособия по обучению грамоте для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2018
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, ненавязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Данные игры важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы, а также в самостоятельной деятельности каждого ребенка.
Игра «Угадай слово»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении новых слов, развитие фонематического синтеза.
Дети разгадывают слово, определяя первый звук, а воспитатель постепенно, одну за другой, убирает картинки, и дети читают слово «удача» (картинки: улитка, дом, аист, черепаха, арбуз (под картинкой находится буква)
Игра с дидактическим пособием «Волшебный круг»
Цель: упражнять в определение первого звука в слове, упражнять в определении места заданного звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха.
Воспитатель обращается к детям со словами: «Круг волшебный для Вас приготовили лесные звери…. Кто-то перепутал нам круге все буквы. Нужно его починить! Для этого нужно назвать животное и определить первый звук в названии животного, найти соответствующую этому звуку букв, вставить в кармашек.
На круге картинки: Корова, лошадь (жеребенок, свинья, заяц, кот, собака, еж, мышь. В кармашках перепутанные буквы.
Игра «Угадай слово по схеме»
Цель: закреплять умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета; закреплять умение составлять предложение, определять количество и последовательность слов в предложении, находить соответствующую данному предложению схему.
Воспитатель: Белка очень запасливый зверек, трудолюбивый.
1. Отгадайте, что нашли белка и ежик в лесу, а поможет вам в этом - схема, которую они держат в лапках. Назовите предметы и соотнесите их (сравните) со схемой.
к з к с к
с з к с к
2. Но это не все! Прочитайте предложение с картинкой. Сосчитайте, сколько в нем слов. Какое слово самое маленькое?
3. Составьте предложение из двух, трех, четырех слов. Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. Подберите (покажите схему предложения) |___ ___ ___. |___ ___.
Игра «Рассели животных по домикам»
Цель: продолжать упражнять в дифференциации гласных, согласных звуков твердых и мягких на слух, в выделении первого звука в слове.
Воспитатель: Вдруг неожиданно пошел дождь звери замерзли, продрогли и хотят спрятаться от дождя в домике, но в синий дом пускают только тех животных, чье название начинается с твердого согласного звука, а в зеленый – если название животного начинается с мягкого согласного звука.
Итак, чтобы правильно расселить лесных обитателей по домам, нужно определить первый звук в слове.
Например, это дикообраз, первый звук -(дь) -согласный, мягкий - поселим в зеленый домик.
Игра «Необычный лес»
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Необычный лес». Под кустиком нужно спрятать слова, которые состоят из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Дети определяют количество слогов (частей) в слове, называют короткие и длинные слова.
Игра «Слоговые часики»
Цель: упражнять в составлении слов из слогов;
Воспитатель: предлагает составить слова из слогов, пользуясь при составлении слов стрелочками
1 Нужно отгадать слово и записать его в прямоугольник, помним, что в каждом квадрате живет буква.
Игра "Буквы рассыпались".
Цель: упражнять в звуко-буквенном анализе, развивать фонематический слух, внимание.
Детям предлагается таблица с напечатанными словами с одной пропущенной буквой. У детей по одной букве: ч, н, а, д, р, б