Ирина Якубенко
Дидактические игры и игровые упражнения по экологии с детьми 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра : «Хохлатка»
Задача: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.
Игровое правило : Дети прибегают к воспитателю только после сигнала – слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»
Игровые действия : Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.
Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения по экологии с детьми 3–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры : Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать травку, ищут червяков.
- Послушайте, дети, я прочитаю вам стишок об этой курочке. Её называют хохлаткой. Посмотрите, вот у неё хохолок торчит. Видите? поэтому её так называют.
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка,
С цыплятами идёт.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовё т:
«Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!»
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдём гулять, а когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.
Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторить за ней, когда дети разойдутся по всему пространству, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:
«Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!»
Цыплятки бегут к своей маме.
Игру можно повторить 3-4 раза.
Дидактическая игра : «Чьи детки»
Задача: Закрепить знания о домашних животных, их детёнышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображения детёнышей с картинкой большого животного.
Игровое правило : Ставить карточку с изображением детёныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а так же после того, как правильно назовёшь детёныша.
Игровые действия : Звукоподражание. Найти детёныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.
Ход игры : До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детёнышей. Дети упражняются в звукоподражании.
- Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зелёной бумаги – это полянка, какая красивая лужайка! Здесь будут ходить животные.
- Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детёнышей. А вы будете находить того детёныша мама которого будет гулять на лугу и звать его к себе. Картинку будете ставить только после того как услышите голос животного. Поняли?
- Вот на луг вышла.. .. .(пауза, дети называют).
- Корова.
Воспитатель ставит картинку на фланелеграф и спрашивает:
- Как она зовёт своего сынка?
- Му-му-му! - хором произносят дети, рассматривая свои картинки.
У Вовы телёнок, он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой и ставит её рядом.
- Кто прибежал к своей маме, Вова? – спрашивает воспитатель.
- Телёнок. – отвечает ребёнок.
- Правильно, дети?
- Да! – подтверждают они.
Так поочерёдно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.
- Громче, дети! Иначе не услышит козлёнок свою маму.
Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки: бе-бе-бе (гав-гав-гав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю….) после того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.
- Гуляет по лужку коров с телёнком, свинья с поросёнком и т. д. ( при этом воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросёнком и т. д. после того как мамы найдут своих детёнышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.
Возможен и другой вариант игры : у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой – детёныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детёнышей, подбегают оба к столу и кладут рядом свои картинки с изображениями. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно заканчивать.
Дидактическая игра : «Узнай на вкус»
Задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровое правило : Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно определять вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.
Игровые действия : Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуёшь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе воспитателя.
Ход игры : На столу у воспитателя лежат на подносе фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и солёный, морковь, капуста, репа, редис, яблоко, груша, слива и т. п.). На другом подносе эти же предметы, но уже разрезанные на небольшие кусочки из расчёта на каждого ребёнка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдёт, тому предлагает закрыть глаза и кладёт в рот ребёнка один кусочек овоща или фрукта. Тот не открывая глаз отгадывает по вкусу и запаху название. Затем находит на столе соответствующий овощ или фрукт. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети не будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесённых овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.
Дидактическая игра : «Сова»
Задача: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Игровое правило : Дети убегают от совы только после слов «как полетит!»
Игровые действия : Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.
Ход игры : Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирают сову. Она садится на стул в центре круга.
Слова воспитателя и детей:
В лесу темно
Все спят давно
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Движения:
Дети ходят по кругу.
Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у неё большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
Дидактическая игра : «Заинька»
Задача: Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.
Игровое правило : Заинька может выбежать из круга только, как попляшет.
Игровые действия : Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.
Ход игры : Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика, и он вошёл в круг, дети ходят по кругу и приговаривают:
Слова Движения
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити, Зайчик ходит в кругу
Некуда серому выпрыгнути. как хочет.
Заинька, поскачешь –
Выскочишь,
Серенький, попляшешь –
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическая игра № 6 : «Солнечные зайчики»
Задача: Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями.
Игровое правило : Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок».
Игровые действия : Дети ловят солнечного зайчика.
Ход игры : Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удаётся поймать солнечного зайчика рукой.
Дидактическая игра : «Уточка»
Задача: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.
Игровое правило : Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.
Игровые действия : Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.
Ход игры : Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт утка, а за ней утята.
- Послушайте ребята стихотворение про уточку:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Сама утя хожу
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
- Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена, а мы будем её детки – утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем) :
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Лена вместе с воспитателем:
Под кустиком, под берёзкой.
Сама утя хожу
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.
Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.
Дидактическая игра : «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал : Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …
(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор (Бабочка)
Дидактическая игра «Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал : Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается…
(Тюльпан)
Цветёт он майскою порой,
Его найдё шь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, вряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш)