Анастасия Риттер
Дидактические игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование дидактических игр для речевого развития детей 3-4 лет»
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить и обобщить психолого – педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в младшем дошкольном возрасте.
2. Изучение опыта педагогов на интернет – сайтах.
Публикация «Дидактические игры для развития речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
3. Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.
4. Изучить и реализовать через проектную деятельность современные образовательные технологии и методики по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
3. Бодраченко И. А. Жунал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
4. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013 г.
5. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика – Синтез» 2012 г.
6. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. :Дрофа, 2011 г.
7. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников» - М. :Академия, 2012 г.
8. О. Ушакова, Л. Щадрина. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012 г.
9. htt :|\\detsad-kitti.ru
10. htt :\\www.i-deti.ru
11. https://www.maam.ru\detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь 2019г. - Изучение нормативных документов.
- Изучение методической литературы.
- Изучение опыта работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на образовательных сайтах и порталах.
- Планирование работы по теме самообразования. - Индивидуальный план самообразования.
Образовательная деятельность с детьми
Октябрь 2019г. Уровень сформированности звуковой культуры речи :
- «Повтори правильно»
Уровень сформированности грамматической стороны речи :
- «Прятки»
- «Сервируем стол»
Уровень развития связной речи :
- «К нам пришел зайчонок» - Оценка индивидуального речевого развития каждого ребенка.
Ноябрь 2019г. - Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Похлопаем – потопаем»
- «Повтори»
- «Послушай и скажи»
- «Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- «Что бывает осенью?»
- «Один – много»
- «Загадки зайца»
- «Назови ласково»
Игры для грамматического строя речи :
- «Подумай и назови»
- «Чего много»
- «Мой – моя – моё – мои» - Подбор и разработка игр, способствующему речевому развитию.
- Создание картотеки
дидактических игр.
Декабрь 2019г. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Чей голосок»
- «Очень нужные слова для тебя и для меня»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- Магазин «Фрукты»
- «Узнай игрушку»
- «Кто во что одет?»
Игры для грамматического строя речи :
- «Кто больше?»
- «Какой предмет?»
Игры для развития связной речи :
- «Кто у кого?»
- «Назови одним словом»
- «Узнай по описанию» - Подбор и разработка игр, способствующему речевому развитию.
- Создание картотеки
дидактических игр.
Январь 2020г. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Здравствуй, Петрушка»
- Упражнение на речевое дыхание
(Здоровьесберегающая технология)
Игры для грамматического строя речи :
- «Узнай игрушку»
- «Один – много»
- «Назови лаского»
- «Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи :
- «Любимые игрушки»
- «Поварята»
Заучивание стихов для пальчиковых игр и физических минуток (Здоровьесберегающая технология)
Элементы логоритмики на музыкальных занятиях (Здоровьесберегающая технология)
Использование картотеки дидактических игр по речевому развитию детей 3 – 4 лет.
Реализация педагогического проекта.
Февраль 2020г. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
Упражнение на речевое дхание
- «Ветерок»
- «Эхо»
- «Моторчки»
Игры для грамматического строя речи :
- «Закончи фразу»
- «Какое это бывает?»
- «Кто что делает?»
- «Разбуди кота»
Игры для развития связной речи :
- «Когда это бывает?»
- «Разноцветный сундучок»
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
- «Кто это, что это?» Использование картотеки дидактических игр по речевому развитию детей 3 – 4 лет.
Реализация педагогического проекта
Март 2020г. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Кто как кричит?»
Игры для грамматического строя речи :
- «Назови одним словом»
- «Закончи фразу»
Игры для развития связной речи :
- «Чего не стало, кого не стало»
- «Подбери разные слова»
Интерактивные игры с использованием методики «Техника Триггер» Использование картотеки дидактических игр по речевому развитию детей 3 – 4 лет.
Реализация педагогического проекта
Апрель 2020г. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Здравствуй, Петрушка»
- Упражнение на речевое дыхание
(Здоровьесберегающая технология)
Игры для грамматического строя речи :
- «Узнай игрушку»
- «Один – много»
- «Назови лаского»
- «Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи :
- «Любимые игрушки»
- «Поварята»
Заучивание стихов для пальчиковых игр и физических минуток (Здоровьесберегающая технология) - Использование картотеки дидактических игр по развитию речи детей 3 – 4 лет.
- Реализация педагогического проекта
- Пополнение развивающей предметно – пространственной среды презентациями интерактивных игр.
Май
2020г. - Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Похлопаем – потопаем»
- «Повтори»
- «Послушай и скажи»
- «Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- «Что бывает осенью?»
- «Один – много»
- «Загадки зайца»
- «Назови ласково»
Игры для грамматического строя речи :
- «Подумай и назови»
- «Чего много»
- «Мой – моя – моё – мои» - Оценка индивидуального речевого развития каждого ребенка.
- Сравнительный анализ, динамика показателей речевого развития воспитанников в младшей группе по итогам внутреннего мониторинга.
- Презентация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 года»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Сентябрь 2019г. Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС» - Доклад «Содержание психолого – педагогической работы по речевому развитию детей 3 – 4 лет в основной образовательной программе ДОУ»
Октябрь 2019г. Педагогический всеобуч «Ребенок 3 – 4 лет» (особенности речевого развития) Мастер – класс для родителей «Игротека в кругу семьи»
Ноябрь 2019г. Консультация «Учим детей говорить правильно» Папка – передвижка для родителей
Декабрь 2019г. Подготовка к новогоднему утреннику «Учим новогодние стихи вместе» Методические рекомендации родителям по подбору и заучиванию стихов для детей младшего дошкольного возраста
Январь
2020г. Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Круглый стол «Развитие речи детей средствами здоровьесберегающих технологий» Мастер – класс для родителей и детей «Песочная терапия для развития мелкой моторики руки дошкольников»
Март 2020г. Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Рекомендации для родителей «Говорю с ребенком на языке игры» Информационные буклеты для родителей по речевому развитию детей в семье.
Индивидуальные консультации для родителей
Апрель 2020г. Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Гостиная семейного опыта «Компьютерные игры и развивающие мультфильмы для речевого развития ребенка в семье. Рекомендации родителям «Интерактивные игры для речевого развития малышей»
Информационный буклет для родителей «Каталог детских сайтов с интерактивными играми по речевому развитию младших школьников»
Май
2020г. Участие в презентации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». Выставка рукоделия родителей «Игры – тренажеры по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»
Самореализация Сентябрь 2019г. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования. Каталог научно – методической литературы, инновационного опыта, интернет – ресурсов, картотека.
Октябрь 2019г. - Создание и оснащение развивающей речевой среды.
- Подбор диагностических методик, методических рекомендаций, технологических карт. - Стартовая оценка индивидуального развития мелкой моторики руки воспитанников.
Ноябрь 2019г. - Подбор пальчиковых гимнастик
- Разработка педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». - Оформление картотеки пальчиковых гимнастик для детей 3 – 4 лет.
Декабрь 2019г. - Подбор дидактических игр по разделам образовательной области «Речевое развитие»
- Разработка педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». - Оформление картотеки дидактических игр по речевому развитию для детей 3 – 4 лет.
Январь 2020г. - Разработка конспектов НОД по речевому развитию с использованием дидактических игр в педагогическом проекте «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Использование в своей практике здоровьесберегающих технологий в речевом развитии воспитанников. - Пополнение картотеки пальчиковыми гимнастиками по развитию мелкой моторики рук детей 3 - 4 лет с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Мероприятия по плану педагогического проекта
- Физкультурный досуг
«Малыши – крепыши»
Февраль 2020г. - Пополнение развивающей речевой среды мнемотаблицами, схемами.
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- использование в своей практике технологий «Наглядного моделирования» в речевом развитии воспитанников. - Обогащение развивающей речевой среды пособиями технологии «Наглядное моделирование».
- Мероприятия по плану педагогического проекта
Март
2020г. - Пополнение развивающей речевой среды презентациями интерактивных игр
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». - Обогащение развивающей речевой среды пособиями методики «ТехникаТриггер»
- Мероприятия по плану педагогического проекта.
Апрель 2020г. - Пополнение развивающей речевой среды презентациями интерактивных игр
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». - Обогащение развивающей речевой среды пособиями технологии «Кейс – иллюстрация».
- Мероприятия по плану педагогического проекта.
Май
2020г. - Подбор диагностических методик, методических рекомендаций, технологических карт.
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Составление отчета по выполнению плана мероприятий по самообразованию. - Итоговая оценка индивидуального развития мелкой моторики руки воспитанников.
- Мониторинг динамики речевого развития воспитанников.
- Презентация педагогического проекта.
- Отчет по самообразованию на итоговом педсовете.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Сроки Образовательная деятельность с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Самореализация
Сентябрь 2019г - Изучение нормативных документов.
- Изучение методической литературы.
- Изучение опыта работы по развитию мелкой моторики руки детей младшего дошкольного. возраста на образовательных сайтах и порталах.
- Планирование работы по теме самообразования. Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики руки в соответствии с ФГОС» Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования.
Октябрь 2019г Уровень сформированности звуковой культуры речи :
- «Повтори правильно»
Уровень сформированности грамматической стороны речи :
- «Прятки»
- «Сервируем стол»
Уровень развития связной речи :
- «К нам пришел зайчонок» Педагогический всеобуч «Ребенок 3 – 4 лет» (особенности речевого развития) - Создание и оснащение развивающей речевой среды.
- Подбор диагностических методик, методических рекомендаций, технологических карт.
Ноябрь 2019г - Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Похлопаем – потопаем»
- «Повтори»
- «Послушай и скажи»
- «Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- «Что бывает осенью?»
- «Один – много»
- «Загадки зайца»
- «Назови ласково»
Игры для грамматического строя речи :
- «Подумай и назови»
- «Чего много»
- «Мой – моя – моё – мои» Консультация «Учим детей говорить правильно» - Подбор пальчиковых гимнастик
- Разработка педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Декабрь
2019г Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Чей голосок»
- «Очень нужные слова для тебя и для меня»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- Магазин «Фрукты»
- «Узнай игрушку»
- «Кто во что одет?»
Игры для грамматического строя речи :
- «Кто больше?»
- «Какой предмет?»
Игры для развития связной речи :
- «Кто у кого?»
- «Назови одним словом»
- «Узнай по описанию» Подготовка к новогоднему утреннику «Учим новогодние стихи вместе» - Подбор дидактических игр по разделам образовательной области «Речевое развитие»
- Разработка педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Январь
2020г Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Здравствуй, Петрушка»
- Упражнение на речевое дыхание
(Здоровьесберегающая технология)
Игры для грамматического строя речи :
- «Узнай игрушку»
- «Один – много»
- «Назови лаского»
- «Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи :
- «Любимые игрушки»
- «Поварята»
Заучивание стихов для пальчиковых игр и физических минуток (Здоровьесберегающая технология)
Элементы логоритмики на музыкальных занятиях (Здоровьесберегающая технология)
Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Круглый стол «Развитие речи детей средствами здоровьесберегающих технологий» - Разработка конспектов НОД по речевому развитию с использованием дидактических игр в педагогическом проекте «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Использование в своей практике здоровьесберегающих технологий в речевом развитии воспитанников.
Февраль 2020г Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
Упражнение на речевое дхание
- «Ветерок»
- «Эхо»
- «Моторчки»
Игры для грамматического строя речи :
- «Закончи фразу»
- «Какое это бывает?»
- «Кто что делает?»
- «Разбуди кота»
Игры для развития связной речи :
- «Когда это бывает?»
- «Разноцветный сундучок»
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
- «Кто это, что это?» Домашнее задание - приобретение мелкой мозаики, постройка дорожек разных цветов - Пополнение развивающей речевой среды мнемотаблицами, схемами.
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- использование в своей практике технологий «Наглядного моделирования» в речевом развитии воспитанников.
Март 2020г Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Кто как кричит?»
Игры для грамматического строя речи :
- «Назови одним словом»
- «Закончи фразу»
Игры для развития связной речи :
- «Чего не стало, кого не стало»
- «Подбери разные слова»
Интерактивные игры с использованием методики «Техника Триггер» Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Рекомендации для родителей «Говорю с ребенком на языке игры» - Пополнение развивающей речевой среды презентациями интерактивных игр
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Апрель 2020г Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Здравствуй, Петрушка»
- Упражнение на речевое дыхание
(Здоровьесберегающая технология)
Игры для грамматического строя речи :
- «Узнай игрушку»
- «Один – много»
- «Назови лаского»
- «Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи :
- «Любимые игрушки»
- «Поварята»
Заучивание стихов для пальчиковых игр и физических минуток (Здоровьесберегающая технология) Участие родителей в реализации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Гостиная семейного опыта «Компьютерные игры и развивающие мультфильмы для речевого развития ребенка в семье. - Пополнение развивающей речевой среды презентациями интерактивных игр
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
Май
2020г - Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи :
- «Похлопаем – потопаем»
- «Повтори»
- «Послушай и скажи»
- «Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря) :
- «Что бывает осенью?»
- «Один – много»
- «Загадки зайца»
- «Назови ласково»
Игры для грамматического строя речи :
- «Подумай и назови»
- «Чего много»
- «Мой – моя – моё – мои» Участие в презентации педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет». - Подбор диагностических методик, методических рекомендаций, технологических карт.
- Реализация педагогического проекта «Использование современных образовательных технологий и методик в речевом развитии детей 3 – 4 лет».
- Составление отчета по выполнению плана мероприятий по самообразованию.