Анастасия Королева
Дидактические игры для обучения счету детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для обучения счету детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Почукаева Е. В.
Учитель ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат о. Муром».
Королева А. Б.
Учитель - логопед ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат о. Муром».
Публикация «Дидактические игры для обучения счету детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Развитие количественных представлений - является одним из важных разделов обучения. Обучение счету способствует полноценному психическому развитию ребенка, формулирует и развивает его высшие психические функции. Счетные операции сопровождают почти всю практическую деятельность ребенка. Обучение детей счету требует систематичности и последовательности в работе. Из опыта работы во 2 классе, где обучаются 7 детей с ТМНР по программе АОП вариант 2, видим, что дети часто не имеют большого опыта с взаимодействием с предметами, им сложно самостоятельно понимать связь между символами, объектами и событиями. Для развития этих навыков, учитывая, что усвоение материала по счету детьми с ТМНР проводится преимущественно через игровую деятельность с использованием обширного наглядного материала, нами были разработаны дидактические игры. Здесь важно сформировать представление о количественной совокупности предметов, состоящей из отдельных однородных элементов, научить детей видеть равенство и неравенство различных групп, предметов, находить много предметов и один в окружающей среде (сначала в специально подготовленной, а затем и в любой обстановке: в комнате, на прогулке и т. д.).
При обучении детей с ТМНР решению простых задач, обязательным является широкое использование наглядного материала. Тематика задач должна отражать события, близкие и знакомые детям, связанные с их игровой и трудовой деятельностью.
Дидактические игры, способствующие развитию количественных представлений у детей с ТМНР :
1. «Варежки - Матрёшки».
Цель: умение определить много или мало.
Две варежки-Матрёшки наполнены различными предметами, третья пустая. Дети на ощупь определяют, в какой рукавичке много, в какой мало, а в какой ничего нет. Затем сравнивают и по просьбе учителя дают ту или иную рукавичку.
2. «Игрушки для мишки и игрушки для мышки».
Цель: познакомить детей с понятиями «Большой», «Маленький».
Учитель показывает игрушки различной величины, знакомит с обеими величинами, проверяет, усвоили ли дети эти понятия, потом предлагает отдельным детям выбрать все маленькие предметы для мышки и все большие для мышки и разложить их по своим домикам. Вариациями могут служить идентичные предметы и их сравнение: машинка большая-маленькая, большая ложка для мишки-маленькая для мышки, матрёшка большая-маленькая …
3. «Какой кубик в коробке».
Цель: определить величину кубика на ощупь.
Учитель кладет на стол два кубика – большой и маленький, а один из таких же прячет в коробку с небольшим окном, что бы дети их не видели, затем предлагает вызванному ребенку засунуть руку в окно коробки и сказать, какой кубик он взял (большой или маленький, либо показать на такой –же, из лежащих перед ним на столе. Игры с коробкой имеют множество вариантов : «Найди на ощупь такой же предмет», «Достань один предмет, два….», «Достань все большие предметы», «Найди мягкий предмет»…
4. «Спелые яблочки».
Цель: обучение детей количественному счету.
Картинки с изображениями фруктов кладут в конверт. Ребенок выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано фруктов, далее выкладывает перед собой столько же игрушечных яблочек. В зависимости от возможностей ребенка, инструкции к играм можно и усложнять, выбрав дополнительный параметр, например, цвет яблочка, либо соответствующую карточку с цифрой.
5. «Накорми лягушонка Кваки».
Цель: соотносить число и цифру, упражнять детей в счете до двух, до трех и т. д.
Дети кладут в раскрытый ротик лягушонка, выполненного в технике оригами, столько вырезанных из цветного картона мошек, сколько говорит учитель, например, одну красную и две синие. Учитель контролирует действие детей, затем кто-нибудь из них пересчитывает мошек.
Тем самым, используя в работе данные дидактические игры, мы наблюдаем высокую заинтересованность детей, а это является лучшим стимулом к обучению, дети показывают исследовательское поведение и познавательную активность.