Татьяна Кычкина
Дидактические игры для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.
Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей. Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, мы уделяем ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе мы используем различные дидактические игры : игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Публикация «Дидактические игры для детей с ОВЗ» размещена в разделах
Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.
• В социально-коммуникативном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В познавательном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В художественно-эстетическом развитии: музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
• В речевом развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В физическом развитии: подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Актуальность:
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.
Цель:
формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной культуре и развитие речи детей, посредством дидактических игр с содержанием регионального компонента
Задачи:
-Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников и связную речь.
-Воспитание культуры речевого общения.
-Привлечение родителей к участию в проекте.
-Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
-Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях своего народа:
- Создание условий для воспитания детей и формирование интереса к духовно-нравственному наследию своего народа:
-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию :
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, представлений об обычаях, традициях,
-Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей Республике
-Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
-Качественное расширение активного словаря дошкольников
(дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова)
-Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов, синтаксисом (построением предложений).
-Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
-Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития
Этапы реализации:
I этап: Подготовительный
-Подобрана специальная методическая литература по данной теме, создана развивающая среда в группе с учетом регионального компонента, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания.
-Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. --Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.
-Создана развивающая среда в группе, изготовлены игры и пособия с региональным компонентом
2 этап: Проектные мероприятия (содержание проекта)
Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включила дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные, игры и упражнения с использованием регионального компонента.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, внедрение новых технологий, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот поэтому темой моей работы был мини-проект по приобщению дошкольников к национальной культуре. В структуру проекта включены занятия, беседы, смотры-конкурсы и развлечения. Работа по проекту планируется в течение года. Прогнозируемые результаты такой работы это - осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:
•изучение национальных традиций и обычаев,
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям,
•уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития
С помощью родителей оформили национальный уголок «Моя республика Якутия», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родной республике (городе Якутске, Республике Саха Якутия). Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, якутских народных костюмах. В якутском уголке находятся иллюстрации,снимки достопримечательностей города, произведения устного народного фольклора,образцы герба и флага Росси и Якутии, картотеки якутских и русских народных игр, настольные игры «Найди флаг республики», «Собери национальный костюм», «Разрезные картинки» (по теме).
Так же совместно с родителями проводим разные акции, например посвященное ко Дню Победы акция «Поздравь ветерана».
Дидактические игры с содержанием регионального компонента
-Игра «Чья лошадка быстрее».
Цель : Развитие моторики рук. Воспитывать умение доводить игру до конца.
Играют двое детей. Они берут по лошадке. У каждой лошадки палочка со шнуром. Дети по команде начинают наматывать шнур на палочку. Чья лошадка быстрее доберется до финиша, тот побеждает.
-Игра «Якутский балаган». Макет балагана и двор.
Цель: Познакомить детей с народным и национальным бытом якутов.
-Игра «Поиграем с лучиками солнца».
Цель: Развитие моторики рук. Развитие быстроты реакции. Играют 6 детей. По команде наматывают на палочку ленту (лучики). Побеждает тот, кто доберется быстрей.
Пособие «Вышиваем узор».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Ребенок берет шнур из конских волос и вдевая в отверстия создает узор.
-Игра «Белкины запасы».
Цель: Развитие тактильных восприятий, мелкой моторики рук. Развитие речи. Воспитывать доброе отношение к животным.
Перед ребенком коробка, внутри которого песок. На коробке два отверстия для рук. По бокам коробки две емкости. Ребенок опускают руки через отверстие. Он должен собрать в одну емкость орешки, в другую емкость шишки для белки.
-Пазлы «Собери флаг Республики», «Ньургун Ботур Стремительный».
Цель: Развитие логического мышления, логики. Развитие мелкой моторики рук.
Ребенок по образцу собирает картинку, разрезанную на части.
-Лото-пазл «Якутские украшения», «Саха сирин отонноро», «Моя Якутия», «Мой край родной-Якутия».
Цель: Развитие процессов мышления: (анализа, синтеза, классификации, внимания, памяти, речи. Привитие любви к родному краю, природе. Обучение якутскому языку, расширение словарного запаса.
Все пазлы с изображениями перемешиваются, а дети выбирают и прикрепляют только те изображения, которые подходят к центральному пазлу.
-Игра- серсо «Поймай пчелку».
Цель: Развитие моторики рук, развитие ловкости.
Ребенок правой рукой бросает кольцо снизу вперед-наверх так, чтобы его удобно было ловить.
Работа с родителями:
На родительском собрание, познакомили родителей с темой и содержанием проекта. Провела анкетирование, по его результатам были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в «уголке для родителей», а именно:
-игровые дыхательные упражнения,
-пальчиковые игры и упражнения;
- дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи
Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, проводила консультаций:
«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»;
«Роль родителей в развитии речи детей»;
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;
«Значение дидактических игр в развитие речи»;
«Влияние речевых нарушений на школьное обучение»;
«Какие игры предложить дома»;
«Культура речи».
На игровых тренингах, где родители выступали в роли детей, знакомила их с различными дидактическими играми, обучала пальчиковым играм и дыхательным упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома.
3 этап: Результаты проекта
В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,
свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов, синтаксисом (построением предложений). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.
По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента у детей дошкольного возраста, посредством, дидактических игр позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родной республики через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. Воспитание любви к своей Родине, своей республике, родному городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.