Тоскуева Елена
Дидактические игры «Дары Фребеля. Играем и развиваемся»
«Основные тела».
Модуль № 2
Знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.
Это шар, куб и цилиндр. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Публикация «Дидактические игры „Дары Фребеля, Играем и развиваемся“» размещена в разделах
Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том, что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком. Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.
Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.
Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т. п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.
Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины.
Модуль № 3.4
«Куб из кубиков», «Куб из брусков»
Развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Модуль № 3 «Куб из кубиков» простых деревянных кубиков, Фрё бельпредлагает три основных типа занятий:
1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:
• Готовые фигуры не разрушаются.
• Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
Модуль № 4 «Куб из брусков», Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных брусков. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.
Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.
Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.
Модуль № 5,6
«Кубики и призмы»,
«Кубики, столбики, кирпичики».
Развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Модуль № 5 «Кубики и призмы» состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара,
Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики». Является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Модуль № 7
«Цветные фигуры».
Изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль №8
«Палочки».
Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль № 9
«Кольца и полукольца».
Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.
Модуль № 10
«Фишки».
Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль № 11
«Цветные тела».
Тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль № 12
«Мозаика. Шнуровка».
Тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль № 13
«Башенки».
Закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль № 14
«Арки и цифры».
Развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.
Набор № 2
«Покрути фигуры»
Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
Набор № 3
«Построй башню»
Развитие творческих способностей, развитие координации; понимание симметрии.
Набор № 4
«Сделай мебель»
Развитие пространственного
мышления; понимание
взаимоотношений между различными
частями целого.
Набор № 5,6
Танграм
Развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.
Набор № 6. 7, 9
«Одного поля ягода»
Учить классифицировать предметы.
Воспитатель из двух разных веревок выкладывает замкнутые пересекающие плоскости и рассказывает детям, что в саду посадили два разных вида ягод: в одной части круглые, в другой части круглые (Можно использовать и другие признаки, и через некоторое время в саду появились ягоды с двумя этими признаками.
Набор № 7, 10.
«Морской бой»
Развитие навыков работать в паре, развитие внимание в игровой деятельности.
Набор № 10
«Соедини точки»
Развитие внимания, логики, памяти, умения сотрудничать.
Набор № 7. 8
«Кто где живёт?»
Развитие восприятия, мышления, внимания, логики. Умение сотрудничать.
Все наборы
ватман или лист бумаги
«Чего не стало»
Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Все наборы
«Волшебный мешочек»
Развитие внимания, памяти, наблюдательности, восприятия формы и качества предмета.
В мешочек кладется набор предметов. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему попался. Для игры используем наборы с плоскими геометрическими фигурами или с цветными телами.
Набор № 10
«Ее величество точка»
Развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Набор № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
«Пир на весь мир»
Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.
Набор № 2
Игра «Волшебники»
Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.
Набор № 7.9.
«Морские обитатели».
Формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Набор № 1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10
«Путешествие»
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.
Набор все наборы
«Стихийные бедствия»
Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.
Набор №8,10
«Игра с палочками»
Учить детей назвать соседей числа.
Набор №3,8,11,13
«Рисуем дорожку к участку»
Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Набор №8.10
«Линии и точки»
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Набор № 3
«Времена года»
Закреплять представления о временах года и месяцах зимы
Набор № 7.8.9.10.11.12.13.14.
«Художники»
Развитие ориентировки в пространстве.
Набор №7.9.12
«Расскажи про свой узор»
Учить овладевать пространственными представлениями.
Набор №7
«Сравни и заполни»
Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
Набор №13
«Составь по описанию»
Развитие внимания, воображения.
Набор №6
«Собери правильно»
Упражнять в мысленном объединении предметов в группы, в образовании множеств.
Набор №7.10.
«Сосчитай правильно»
Упражнять в счете предметов по осязанию.
Набор № 1.6.12.13.
«Считаем по порядку»
Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Набор №14
«Угадай, какое число пропущено»
Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Набор №7.10
Составь схему предложения.
Упражнять в составления схем
Набор №7,9
«Каких кружков больше»
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
Набор №7.8.9.
«Который по счету»
Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10
Набор №10
«Послушай и назови»
Упражнять в счете звуков.
Набор №6.14
«Числовая лесенка»
Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Набор №3
«Бабушкин подарок»
Учить делить предмет на части
Набор №5
«Поставь столько, сколько услышишь»
Упражнять в счете на слух.