Ирина Хомякова
Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии «Жилище»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии
(на примере бурятской, русской, эвенкийской, семейской, украинской культуры).
Раздел: жилище
Игра «Подбери орнамент к жилищу»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается
с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв.
Публикация «Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии „Жилище“» размещена в разделах
- Бурятские народные игры
- Дидактические игры
- Настольные игры своими руками
- Республика Бурятия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: закрепить названия жилищ разных народов (русская изба, бурятская юрта, эвенкийский чум, украинская хата, семейский дом, отличительные особенности орнаментов разных народов.
Дидактическая задача : учить замечать отличия в украшающих элементах разных жилищ, особенностях орнаментов, элементов орнамента.
Материал: фетровые макеты чума, юрты, русской избы, украинской хаты, семейского дома, элементы орнамента разных народов.
Игровые правила: дети подбирают орнаменты для украшения домов.
Возрастная дифференциация заданий для игры:
Для детей младшего возраста: подбери один элемент орнамента к жилищу.
Для детей среднего возраста: подбери два элемента орнамента к жилищу.
Для детей старшего возраста: подбери все элементы орнамента к соответственному жилищу.
Вариативность:
Игра «Найди отличия»
Цель: Закрепить представления о материале, из которого построено жилище, его внутреннем убранстве (русская изба из дерева, юрта из войлока, чум из кожи, хата из глины, дом семейский из дерева).
Дидактическая задача : Учить сравнивать строения, элементы зданий. Развивать наблюдательность, внимание.
Материал: макеты разных жилищ, фишки.
Игровые правила: Дети сравнивают изображения домов, находят отличия по форме, материалу, элементам украшений, наличию окон, из форме, ставни, наличники, и т. д.
Вариативность.
Игра «Отгадай-ка».
Цель: Закрепление знаний детей о жилище народов Забайкалья, умении замечать особенности и отличительные элементы в разных строениях.
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о жилище эвенков, бурят, русских, украинцев, семейских. Упражнять в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.
Материал: Макеты чума, юрты, избы. Камешек.
Игровые правила: Рассказать о предмете так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.
Игра «Сравни дома».
Цель: Закрепление у детей умения сравнивать, находить отличия.
Дидактическая задача : Учить детей сравнивать строения, замечать сходство и различия построек. Развивать мышление.
Материал: Парные карточки с изображением разных жилищ : изба-чум, юрта-изба, чум-юрта, и т. д. Можно использовать ИКТ технологии: макеты или изображения домов в компьютере. Фишки.
Игровые правила: Назвать как можно больше сходств и различий.
Игра «Придумай рассказ».
Дидактическая задача : Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель: предметные картинки, изображения людей, домашних животных. Закрепить знания об устройстве жилья, надворных построек бурят, эвенков, русских, семейских, украинцев.
Материал: пять макетов домов из фетра (обратная сторона, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети в национальных костюмах, колодец, коновязь, очаг, печь, другие надворные постройки и предметы жилья. Можно использовать ИКТ.
Игровые правила: Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.
Творческие задания
«Путешествие по родному городу (селу, деревне)».
Дидактическая задача : Уточнить и закрепить знания о некоторых достопримечательностях города (села, деревни, транспорте, труде жителей разных национальностей. Воспитывать любовь к малой Родине, желание узнать как можно больше.
Материал: буклеты о городе, фотографии, альбомы, мультимедийные презентации о малой Родине, семейные фото.
Игровые правила: по сигналу находят необходимые фотографии, составляют рассказы по памяти, из опыта, творческие рассказы.
«Современное жилище»
Дидактическая задача : Уточнить и закрепить знания о современных домах, где живут люди. Почему сейчас не живут в юртах? Где ещё есть юрты в городе, что в них находится? Где можно в городе увидеть чум, семейский дом, юрты.
Материал: фото разных жилищ, виртуальная экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья, открытки с видами города, деревни, села.
Игровые правила: дети по фотографиям определяют жилье, рассказывают, где его видели. Творческие рассказы по теме.