Элина Грибанова
Дидактическая игра по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Хорошо — плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности, нравственности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Публикация «Дидактическая игра по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе „Хорошо — плохо“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни человека. Если ребенок научится культурному общению с близкими, знакомыми, он будет переносить данную модель отношений на окружающих. Прививая ребенку навыки культурного поведения, я вношу вклад в развитие общества.
Новизна:
Данная игра нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей : развитии коммуникабельности, умением управлять своими чувствами и эмоциями, научить путём наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребёнка способность продуктивно решать социальные проблемы.
Преимущество:
Моделирование ситуации – еще одна полезность данной дидактической игры. Начинает работать воображение. Ребенок получает проблемную ситуацию и ищет пути ее решения, анализирует, предполагает, какой может получиться результат.
Цель:
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи:
1. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирование познавательных действий, становление сознания.
3. Закреплять навыки владения речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; закреплять связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Оборудование:
42 большие карточки с изображением ситуаций, 168 разрезных фрагментов, соответствующих изображениям на карточках.
Ход игры:
1 вариант:
Играют от 2 до 7 человек. Предлагаю поиграть в игру «Что я вижу». Игроки берут большую карточку, подбирают 4 разрезные картинки, составляют целую. Далее придумывают по сюжетной карточке рассказ. Дети описывают, как поступил тот или иной персонаж, изображённый на картинке. Оценивают как положительные, так и отрицательные поступки и их последствия, проговаривают, как следует поступать правильно, как не следует поступать, почему.
Рекомендуется приучать ребёнка давать оценку поступкам человека, а не его личности в целом. Не следует говорить: «Этот мальчик плохой, он не хочет делиться игрушками с друзьями». Правильнее будет сказать: «Этот мальчик поступает плохо, потому что не хочет делиться игрушками с друзьями».
2 вариант:
Играют от 2 до 7 человек. Игроки находят 4 разрезные картинки, соединяют ее в большую карточку. Составляют по сюжетной картинке рассказ. Далее берут большую карточку с таким же сюжетом, составляют такой рассказ, где персонажи должны поступать правильно, если персонажи поступают плохо по отношению друг к другу, что из этого может выйти.
3 вариант:
Все разрезные картинки раскладывают на игровой поверхности рисунками вверх. По команде ведущего игроки начинают составлять большие карточки с изображением только положительных поступков (или отрицательных поступков). Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество таких карточек.
4 вариант:
Берем с игровой поверхности большие карточки и сочиняем общую историю. Взрослый берет карточку и придумывает по ней начало истории: «Как – то однажды. Вдруг к нему подошёл… Оказалось, что…». Ребенок берёт вторую карточку и придумывает продолжение. Затем снова очередь взрослого — он берёт третью карточку и продолжает нашу историю. И так до 10 – 15 карточек. Карточки выкладываем в ряд друг за другом слева направо. В заключении ребенок сам может объединить картинки в общий сюжет.
Сочинять общую историю могут ребята друг за другом.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
1 вариант:
Играют от 2 до 7 человек. Предлагаю поиграть в игру «Что я вижу». Игроки берут большую карточку, подбирают 4 разрезные картинки, составляют целую. Далее придумывают по сюжетной карточке рассказ. Дети описывают, как поступил тот или иной персонаж, изображённый на картинке. Оценивают как положительные, так и отрицательные поступки и их последствия, проговаривают, как следует поступать правильно, как не следует поступать, почему.
Рекомендуется приучать ребёнка давать оценку поступкам человека, а не его личности в целом. Не следует говорить: «Этот мальчик плохой, он не хочет делиться игрушками с друзьями». Правильнее будет сказать: «Этот мальчик поступает плохо, потому что не хочет делиться игрушками с друзьями».
Воспитатель обращается к ребё нку:
- Выбери любую большую карточку;
- Составь такую же карточку из 4-х разрезных картинок;
- Составь рассказ по картинке;
- Дай оценку поступку мальчика;
- Какое настроение у ребят? Почему?;
- Как выйти из данной ситуации?;
- Составь такой рассказ, в котором поступок мальчика принесёт всем положительные эмоции;
- Какой вывод ты сделал из данной ситуации?
2 вариант:
Играют от 2 до 7 человек. Игроки находят 4 разрезные картинки, соединяют ее в большую карточку. Составляют по сюжетной картинке рассказ. Далее берут большую карточку с таким же сюжетом, составляют такой рассказ, где персонажи должны поступать правильно, если персонажи поступают плохо по отношению друг к другу, что из этого может выйти.
Воспитатель обращается к ребё нку:
- Из четырёх разрезных картинок составь карточку;
- Составь по сюжетной картинке рассказ;
- Почему расстроены бабушки?;
- Какими словами можно описать поведение мальчика?;
- Можно ли утверждать, что мальчик навсегда останется невежливым?;
- Что поможет мальчику измениться?;
- Выбери большую карточку с таким же сюжетом;
- Составь такой рассказ, в котором поступок мальчика достоин похвалы;
- Какой вывод ты сделал из данной ситуации?