Исмаилова Наталья
Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраст «Речевые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Речевые кубики».
Направленность: речевое и познавательное развитие.
Предназначение: для игр и упражнений по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраст „Речевые кубики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалогическую и монологическую). «Речевые кубики» можно использовать в индивидуальной, парной и подгрупповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.
Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:
Расширение, обогащение и закрепление словарного запаса (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
Развитие умения составлять словосочетания, предложения и согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;
Развитие интонационной выразительности;
Формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);
Материал: В наборе 8 кубиков. Кубики выполнены из экологически безопасного материала - дерева, среднего размера; с кубиками можно работать сидя за столом или на полу.
На каждом их кубиков представлена одна тематика с шести сторон например кубик №1 - "Взрослые люди", кубик №2 - "Домашние животные", кубик № 3 – «Игрушки»; кубик № 4 - "Еда"; кубик № 5 – «Профессии людей» ; кубик № 6 - "Дети"; кубик № 7 –«Посуда»; кубик № 8 - «Органы чувств».
Правила игры:
Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика, тем самым от простого к сложному учить строить предложения и так далее.
Например: корова даёт молоко;
курочка клюёт зёрна.
Ребенок подбрасывает все 8 кубиков по - очереди, и какая сторона упала, той стороной кладёт её для составления рассказа на стол (на пол). Кубики можно менять очередностью, но нельзя переворачивать на другую сторону.
Варианты игр:
Дидактическая игра: «Кто кем (чем) станет?»
«Кем (чем) будет цыпленок, мальчик, гусь, Дети, подбрасывая кубик могут дать несколько вариантов ответа. Например, мальчик вырастет и станет папой, мужчиной, дедушкой; цыплёнок вырастет и станет курочкой или петушком.
Дидактическая игра: «Кто кем (чем) был?»
Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок был яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком; сыр – молоком и т. д.
Дидактическая игра: «Назови ласково».
Корова – коровушка; собака – собачка; коза – козочка; утка — уточка; гусь — гусёнок; индюк – индюшонок и т. д.
Дидактическая игра: «Один – много».
Корова – коровы; собака – собаки; коза – козы; утенок — утята; гусенок — гусята; цыпленок — цыплята;
Дидактическая игра: «Составление связного рассказа».
Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, использовать в речи знакомые ситуации, анализировать, обобщать, делать умозаключения.
При составлении рассказа предлагается ребятам использовать такие слова, как например:
-«Однажды…»
-«В одном городе…»
-«Жили - были…»
-«Как – то раз…»
- «В некотором царстве – государстве…»
-«В одно прекрасное время…» и т. д.
Примеры рассказов детей:
1. В одном городе жила была семья. Папа и дочка очень любили ходить за грибами в лес. А когда наступали выходные дни, то они ходили в цирк, смотрели представление, в котором участвовали клоуны, собаки, которых подкармливали мясом.
2. Однажды папа и дочка купили в магазине грибы, потом посмотрели выступление клоуна по телевизору и покормили свою собачку Джека косточкой.
Вывод:
«Речевые кубики» открывают уникальную возможность для развития коммуникативных возможностей детей, облегчают запоминание сюжета, эффективны в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают неподдельный интерес, обогащают фантазию воспитанников, развивают логику.