Пояркова Любовь
Дидактическая игра по финансовой грамотности в совместной деятельности педагога и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, ре-ального мира.
Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
Дидактические игры —это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Игры с пра-вилами имеют готовое содержание и заранее установленную последователь-ность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Публикация «Дидактическая игра по финансовой грамотности в совместной деятельности педагога и детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Дидактическая игра—это средство обучения и воспитания, воздей-ствующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, выраба-тываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В. Н. Аванесова).
Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усво-ены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зави-симости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организа-ции, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр.
Основные особенности дидактических игр :
1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игро-вую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обуче-ния и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в ди-дактической игре следующие структурные компоненты:
• дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;
• игровые правила;
• игровые действия;
• окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидакти-ческой игры, В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидакти-ческой игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее ре-шаются познавательные и игровые задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — ум-ственные действия, выраженные в процессах мышления.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. В ди-дактической игре правила являются заданными. Они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидакти-ческой задачи.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материа-ла).
Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы, планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий. Дидактические игры проводятся везде. Особое место дидак-тические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года.
Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях – соблюдение принципов обучения.
В своей практике мы постоянно используем дидактические игры. Нашим детям нравятся дидактические игры на тему «Финансовая грамот-ность». В этих играх у них формируются первичные экономические пред-ставления об экономических категориях «потребности», «труд» «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
развивается экономического мышления;
учатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и ра-зумному их использованию; учат детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
И одна из таких игр – игра «Потребности моей семьи».
Цель: продолжать формировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять знания детей о потребностях, чем отличаются потребности от желаний;
- развивать память, внимание, речь, логическое мышление, стимулировать активность детей;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как бережливость, честность.
Оборудование: 2 корзинки с надписями «потребности» и «желания»; картинки (кварплата, интернет, телефон, детский сад, лекарства, бензин, проезд в общественном транспорте, продукты, сладости, одежда/обувь, бытовая химия, игрушки, гаджеты, кино, аттракционы, украшения, компьютерные игры).
Ход игры.
Что такое потребности? Потребности – это нужда в чем-либо или не-обходимые предметы, без которых нельзя прожить.
Что такое желания? Желания – это то, что мы хотим, о чем мечтаем.
Чем отличаются потребности от желаний? Потребности – это то, что нам необходимо, желания – это то, что нам нужно, но без этого мы можем обойтись.
Необходимо в корзину «потребности» положить то, без чего мы не мо-жем обойтись, а в корзину «желания» то, что мы хотим, но без этого можем обойтись.