Вера Соколовская
Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников».
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем в дошкольном образовании является формирование экологической культуры дошкольников, а сделать это можно путём сохранения и включения игры в дошкольное образование на всех этапах. Поддержка игровой деятельности в семье, образовательном учреждении, на игровых площадках будет способствовать росту познавательной, социальной, эмоциональной и коммуникативной компетентности детей. Так как игра – ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны.
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и другие). Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В связи с эти для нас представляются важными мысли Л. А. Венгера о том, что в игре ребёнок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводит ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое,чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе.
Целевые установки:-формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей через дидактическую игру;-создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
-создать в доступной форме в сознании детей целостное представление о природе;
-формировать понятие о природоохранной деятельности по сохранению и улучшению природой среды;
-разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию дидактических игр экологического характера у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза :экологическое воспитание и обучение детей дошкольников наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного раскрепощения через дидактические игры.
Для достижения поставленной цели и задач в работе используются следующие виды деятельности: дидактические игры экологического характера,
Планируя свою работу по экологическому воспитанию детей старшей группы, мы отталкивались от целей и задач, которые ставит перед нами Программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, программой «Формирование начал экологической культуры дошкольников» С. Н. Николаевой. В сборниках А. К. Бондаренко описано много игр с природоведческим содержанием. Замечательно если дети обучены самостоятельно в них играть,тогда они легко тренируются в применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания.
Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал. Но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно-зрительные игровые образы. В основу игр с детьми для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе мы вкладываем определённые ситуации. В ходе игр ещё с младшими дошкольниками мы обсуждаем последствия хороших и плохих поступков.
С целью повышения уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста были спланированы следующие мероприятия. Была организована работа с родителями: родительское собрание на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитанию»; оформлен информационный материал в родительском уголке по темам: «Экология и дети» ; «Игра-это серьёзно».
Любая дидактическая игра ставит цель обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира). Дидактические игры объединяются в три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом,настольно-печатные и словесные игры. В моей группе существует картотека дидактических игр : «В мире клякс», «Назови малыша», «Морское лото», Загадочное животное» ,«Круглый год», «Найди дерево» и мн. др. В своей работе по экологии мы активно используем игры-драматизации, которые учат детей имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности- это показатель степени их экологического воспитания и экологической культуры. Работа по экологическому воспитанию будет проводиться и в летнее время, когда дети больше находятся на улице, ближе к природе.
Признавая большую роль дидактических игр в достижении положительных результатов в экологическом воспитании дошкольников можно дать следующие методические рекомендации:
1. Дидактические игры проводить систематически и последовательно.
2. Подбирать игры с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Дидактические игры необходимо включать: как часть образовательной деятельности, на прогулках,во время организации игр для самостоятельной деятельности детей.
4. Дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте.
5. Эффективнее использовать словесные и настольно-печатные игры в режимных моментах, чаще использовать игры с природным материалом.
Установлено, что дидактическая игра может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности умений использовать приобретённые знания в новых условиях; она может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и других знаний и умений.
Таким образом, дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми. Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребёнка- это период его бурного роста и интенсивного развития. Период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её ценность для всех людей. Важно, чтобы ребёнок познавал окружающий мир сообразно природе его психического развития, то есть посредством игры, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.