Наталья Федутинова
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение растительного мира - как средство
экологического воспитания дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством, нам педагогам необходимо уделять как можно больше времени для общения детей с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного общения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и поля, яркие цветы, бабочки, падающие хлопья снега, деревья в осеннем уборе и алые кисти рябин. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи для нас взрослых. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание в ознакомлении детей с природой. Во время прогулок, экскурсий и в повседневной жизни мы наблюдаем с детьми за растениями, их формой, цветом, изменениями в процессе роста. Растительный мир Кубани весьма разнообразен, теплый климат дает возможность знакомить детей с природой круглый год. Благодаря этому знакомство с растениями провожу в среде их обитания (на огороде, в цветнике, в саду, в парке, на лугу, на водоемах, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми, как дом живущих там растений. Весной, когда очень быстро меняются явления в природе, ежедневно обходим с детьми участок, обращаю внимание детей на изменения, происходящие с деревьями, цветами, кустарниками, травой. В последующих наблюдениях, предлагаю детям самостоятельно найти, что изменилось на участке, на клумбе в парке, на огороде. Ранней весной провожу экскурсию в парк, чтобы познакомить детей с обрезкой деревьев. Во время экскурсии собираем ветки для наблюдения за ними. Дети знакомятся с одним очень ярким явлением в жизни растений – появлением листьев из почек. Увиденное явление, поражает детей, они с удовольствием следят за происходящим, и замечают мельчайшие изменения. Они становятся любознательными, свои наблюдения они переносят в окружающий мир и уже без напоминаний любуются окружающей природой. Летом, на лугу любуемся с детьми цветущими травами. Знакомлю детей с травянистыми растениями, которые привлекают внимание красотой цветов, приятным запахом. Рассматривая с детьми лекарственные растения, предлагаю детям показать их части: стебель, листья, цветок, бутон. Назвать окраску, запах, лекарственные свойства.
Публикация «Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Для закрепления знаний у детей провожу игру «Узнай по описанию». Чтобы дети получили представление о выращивание пшеницы, овса, кукурузы, организую экскурсии в поле. Обращаю во время наблюдения внимание детей на величину, простор и красоту поля, наблюдаем, как ветер колышет пшеницу, сравниваем волны на поле с волнами на воде. Осенью дети обращают внимание на характерные изменения в жизни растений : на изменение окраски листьев у деревьев, травы, цветов и кустов. Наблюдая за осенними явлениями в природе, провожу экскурсию в парк. В парке обращаю внимание детей на красивое сочетание золотистой окраски листьев с зеленой хвоей сосен, елей и голубым небом. Рассматриваем с детьми березу, клен, тополь, отмечаем поредевшую листву на ветках. Предлагаю детям понаблюдать, как листья отрываются от веток, как падают на землю, послушать, как листья шуршат у них под ногами, выясняю у детей, как называется это явление. За листопадом мы наблюдаем и у себя на участке. Для закрепления провожу игру «Узнай, чей лист?», «Вот плод, а где его дерево?». Зимой, когда лиственные деревья стоят голые, обращаю внимание детей нате признаки, которые были скрыты листвой: на общую форму дерева, расположение веток, цвет и внешний вид коры. После рассматривания деревьев провожу игру «Найди дерево».
В своей работе я уделяю большое внимание экологическому развитию детей, я знакомлю детей с природой, воспитываю гуманное отношение к ней. Но главной своей целью я считаю формирование новой личности, с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий и поступков по отношению к окружающей среде, умеющего любить, ценить и оберегать природу. Жить в относительной гармонии с ней.
Во время наблюдений подвожу детей к тому, что хотя человек на Земле самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но без растений он погибнет. Поэтому люди должны беречь, охранять, приумножать природу. Велика природа… Она - источник нашей жизни мы с ней единый организм. И она молчаливо просит о помощи: «Не навреди! Помоги!» и тогда одарит она нас своими красотами, накормит вкусным хлебом и ароматными фруктами, напоит хрустальной родниковой водой.