Авдонина Ольга
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир. Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие – обучая в игре - можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения и т. д.
Нами были определены цель и задачи педагогической работы.
Цель: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр.
Задачи представлены на слайде:
1. Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
2. Совершенствовать восприятие детей, умение активно
3. использовать осязание, зрение, слух.
4. Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
5. Знакомить детей с различными способами обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
6. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
7. Закреплять у детей понятие форм: круглая (шар, куб);
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:
–Занятия
-Совместная деятельность в ходе режимных моментов
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
Реализуем цель по 4 этапам:
1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?», «Догадайся, что за предмет».
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:
-Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую);
- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру», «Прятки»;
- Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать.
2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию. Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять полученные ранее навыки в интегрированном образовательном процессе: определять цвет, форму, величину предметов.
3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери паззл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие.
Для реализации поставленных целей и задач нами была обновлена и расширена предметно-развивающая среда группы. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, где мы разместили дидактический материал и пособия.
Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов,
«Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки», наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрешки, конструкторы Лего и др.
В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Собери букет», «Спрячь мышку», «Сложи неваляшку», «Собери пирамиду».
Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.
В работе с родителями были подготовлены и проведены:
родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей» на котором родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной;
консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов;
мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»
большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается
родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогали в изготовление пособий для игр.
Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:
1. Содержательная, результативная деятельность детей.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) т. к. создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;
2. Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.
3. Единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса (взаимодействие с родителями)