Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

Светлана Лисова
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей.

Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра «Сделаем куклам бусы»

Материал: деревянные или стеклянные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой в черном платье ставиться кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.

Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнурки разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает воспитанникам помочь куклам.

Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнурки и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнурка следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.

В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает найти ту куклу, для которой малыш сделал бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова «такая бусинка», «такого же цвета».

Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?»- «Правильно, белого». Показывая на рядом сидячую куклу, взрослый сам называет цвет ее платья: «Ах, у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.

Затем воспитатель, показывая куклу в синем наряде, спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?». Если кто-либо из детей назовет цвет правильно, взрослый хвалит малыша, но от остальных воспитанников не требует точного ответа.

Подобные вопросы воспитатель задает и по поводу куклы в зеленом и желтом платье. А показывая куклу в оранжевом наряде, он сам называет цвет ее одежды: «У этой куклы платье и бусы оранжевого цвета. Такого цвета бывают апельсин и морковь» переключая внимание воспитанников на куклу в красной одежде, педагог спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?»- поощряет тех, кто правильно ответил, но опять не требует запоминания названия цвета.

Показав куклу в черном наряде, воспитатель сам называет цвет одежды куклы.

На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более 1,5-2 минут.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за то, что они сделали для кукол бусы, и куклы стали еще красивее.

Игра «Кукла и куколка»

Материал: две куклы (большая и маленькая); два набора предметов кукольной одежды (большого и маленького размера, лежащие в коробке; две кукольные кроватки с постельными принадлежностями - большими и маленькими.

Ход игры. Покажите детям кукол, спящих в кроватках. Предложите детям их разбудить. Прочитайте рифмовку:

Встали куколки с утра.

Одеваться им пора.

Я для куклы большой,

Отберу одежду.

Вся она большая,

Посмотри какая.

Поставьте перед детьми коробку с кукольной одеждой. Предложите ему выбрать одежду большого размера для большой куклы. Назвать каждый предмет одежды, который ребенок надевает на куклу.

Когда дети по очереди наденут на куклу все предметы одежды и назовут их, полюбуйтесь одетой куклой. Не забудьте похвалить детей за хорошо выполненную работу. Прочитайте вторую часть рифмовки:

Я малышке помогаю,

Куколку я одеваю!

Юбочку и кофточку,

Трусики, носочки.

Вся одежда маленькая

У малютки дочки.

Обратите внимание на то, чтобы ребенок называл маленькую кукольную одежду, используя уменьшительно - ласкательные суффиксы.

У куклы платье, а у куколки платьице.

У куклы юбка, а у куколки - юбочка.

У куклы кофта, а у куколки - кофточка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 6 мая 2022 в 11:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД