Светлана Лисова
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей.
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Игра «Сделаем куклам бусы»
Материал: деревянные или стеклянные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой в черном платье ставиться кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.
Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнурки разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает воспитанникам помочь куклам.
Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнурки и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнурка следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.
В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает найти ту куклу, для которой малыш сделал бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова «такая бусинка», «такого же цвета».
Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?»- «Правильно, белого». Показывая на рядом сидячую куклу, взрослый сам называет цвет ее платья: «Ах, у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.
Затем воспитатель, показывая куклу в синем наряде, спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?». Если кто-либо из детей назовет цвет правильно, взрослый хвалит малыша, но от остальных воспитанников не требует точного ответа.
Подобные вопросы воспитатель задает и по поводу куклы в зеленом и желтом платье. А показывая куклу в оранжевом наряде, он сам называет цвет ее одежды: «У этой куклы платье и бусы оранжевого цвета. Такого цвета бывают апельсин и морковь» переключая внимание воспитанников на куклу в красной одежде, педагог спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?»- поощряет тех, кто правильно ответил, но опять не требует запоминания названия цвета.
Показав куклу в черном наряде, воспитатель сам называет цвет одежды куклы.
На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более 1,5-2 минут.
В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за то, что они сделали для кукол бусы, и куклы стали еще красивее.
Игра «Кукла и куколка»
Материал: две куклы (большая и маленькая); два набора предметов кукольной одежды (большого и маленького размера, лежащие в коробке; две кукольные кроватки с постельными принадлежностями - большими и маленькими.
Ход игры. Покажите детям кукол, спящих в кроватках. Предложите детям их разбудить. Прочитайте рифмовку:
Встали куколки с утра.
Одеваться им пора.
Я для куклы большой,
Отберу одежду.
Вся она большая,
Посмотри какая.
Поставьте перед детьми коробку с кукольной одеждой. Предложите ему выбрать одежду большого размера для большой куклы. Назвать каждый предмет одежды, который ребенок надевает на куклу.
Когда дети по очереди наденут на куклу все предметы одежды и назовут их, полюбуйтесь одетой куклой. Не забудьте похвалить детей за хорошо выполненную работу. Прочитайте вторую часть рифмовки:
Я малышке помогаю,
Куколку я одеваю!
Юбочку и кофточку,
Трусики, носочки.
Вся одежда маленькая
У малютки дочки.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок называл маленькую кукольную одежду, используя уменьшительно - ласкательные суффиксы.
У куклы платье, а у куколки платьице.
У куклы юбка, а у куколки - юбочка.
У куклы кофта, а у куколки - кофточка.